В прошлый раз мы писали о возможности запрета Россией импорта растительной продукции через Беларусь и переходе на прямые поставки. Оказалось, что Россельхознадзору не понадобилось много времени на первые шаги: с 22 марта запрещён ввоз турецких яблок по маршруту Турция — Латвия — Беларусь — РФ. При этом прямые поставки из Турции в РФ под запрет не попали. Однако причиной запрета стал совсем не кружной маршрут, а фитосанитарные сертификаты с недостоверными данными.

Напомним, ранее похожим образом под запрет попадали яблоки из Молдовы (их выдавали за приднестровские). 


При всём желании сложно назвать это решение очередной торговой войной, поскольку белорусские производители от него отнюдь не страдают. Наоборот, страдали они как раз от наличия таких схем, поскольку те мешали развитию производств на территории РБ, замещающих импорт из третьих стран: пока такие схемы существовали, не было никакого смысла вкладываться в организацию таких производств.

Страдают лишь те, кто пытался использовать преимущества зоны свободной торговли между РФ и РБ в своих интересах. Наверняка они будут пытаться повлиять на это решение вплоть до его отмены. И конечно же, для этого они будут пользоваться возможностями СМИ. Так что ждём волны критических публикаций в оппозиционной белорусской прессе, тем более что яблоки, скорее всего, станут лишь пробным шагом.

В прошлый раз сообщалось и о том, что за последние 6 лет страны ЕАЭС на 30 % снизили импорт продукции АПК. Однако по некоторым позициям страны ЕАЭС переходят к экспорту. «За последние пять лет в свеклосахарном производстве союза наблюдаются положительные тенденции. По итогам 2018 года обеспечен рост производства сахара на 37 % к уровню 2014 года. Импорт всех видов сахара сократился в 4,7 раза. При этом импорт белого сахара снизился почти в 2,6 раза. На протяжении последних двух лет ЕАЭС полностью обеспечивает внутреннюю потребность в сахаре за счёт производства из собственного сырья. Согласно прогнозу на 2019–2020 годы мы имеем экспортный потенциал [экспорта. — Ред.] порядка 500 тыс. т ежегодно», — рассказал член Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Александр Субботин.

А вот поставки белорусской техники никто запрещать не собирается. 5 БелАЗов-беспилотников получит Россия в этом году. Причём это будет уже не первая поставка. В конце 2018 года Сибирская угольная энергетическая компания получила две таких машины. Нужно отметить, что спрос на новую технику приличный: один только Узбекистан в ближайшие 3 месяца должен получить 20 таких беспилотников. По информации узбекских СМИ, автоматизированная система управления горнотранспортным комплексом «Карьер» «позволяет экономить в среднем 1,3 миллиона долларов в год предприятиям с объёмом добычи от 10 миллионов тонн. Систему уже используют на более чем 70 карьерах».


Что касается поставок непродовольственных товаров из РФ, то избежать повторения запрета импорта яблок поможет система прослеживания товаров. В Беларуси начинают маркировать таким образом обувь. При этом производителям новый механизм контроля даже позволит сэкономить, поскольку стоимость маркировки снизится с Br 0,1 до Br 0,04 за пару. О том, как создаётся эта система в рамках ЕАЭС, читайте в материале редактора СОНАР-2050 Ивана Лизана.

Беларусь продолжает развивать свой транзитный потенциал — прокачка газа по территории республики выросла до 42,3 млрд кубометров (+1,27 млрд кубометров к 2017 году). Это примерно половина того, что прокачивается через Украину.

Однако вырос не только транзит, примерно на 1 млрд кубометров больше потребила и белорусская экономика.

Не так давно мы писали о том, как Россия и Беларусь активно наращивают транзит белорусских товаров в Европу,  в то время как маршрут через Украину заглох окончательно. Однако оказалось, что заглох он не только в отношении китайского транзита, но и постсоветских стран закавказского региона. Грузия и Азербайджан обсуждали с белорусскими чиновниками возможность организации контейнерных перевозок по маршруту Тбилиси — Баку — Минск. Прежде товары везли по маршруту Поти — Одесса, после чего они могли попасть в ЕС, скажем, контейнерным поездом «Викинг» (Ильичёвск — Минск — Клайпеда). Однако в последнее время Украине не хватает локомотивов и подвижного состава даже для собственного экспорта, и транзитные потоки начинают обходить её.