На днях вице-премьер Владимир Семашко выступил в парламенте, где, в частности, затронул тему развития промышленности и топливно-энергетического комплекса:

«На переломе XIX и XX веков в себестоимости продуктов 50% — это были материалы, а 50% — интеллект. На переломе XX и XXI веков на материалы остаётся 15%, ну от силы 25%. Считается, что примерно к 2050 году останется 7-8%. Поэтому те страны, которые делают ставку на сырьевую экономику, не имеют перспектив. Они будут батраками в будущем мире, они будут изгоями.

Для Беларуси это вдвойне важный момент. Мы же страна, которая не имеет исходных ресурсов. Хорошо, что калийных удобрений нам хватит на 300 лет при нынешних объёмах добычи. Но нефти нет фактически. Газа нет. Мы ещё недавно добывали 2 млн тонн нефти. В этом году 1,6 млн. Дальше падение только ожидается.

Мы должны выжить за счёт интеллекта. Трудом должны выжить. Надо заниматься, как сейчас модно говорить, новыми технологическими укладами: пятым, шестым и т. д. Но иногда это перевирают и говорят, что нам ничего не нужно. МАЗ нужно продать по дешёвке и тому подобное. Это глупые и неграмотные рассуждения.

С другой стороны, сами по себе, например, те же нанотехнологии не действуют. Всё должно развиваться систематично».

После заседания вице-премьер ответил на некоторые вопросы журналистов, которые касались сотрудничества России и Беларуси в нефтяной сфере. Вот что он сказал о транзите нефтепродуктов белорусского производства через российские порты: «Да, мы подписали, но там небольшие объёмы в пределах возможного при непременнейшем условии, что это будет не накладно… Мы же не можем являться филантропами, спонсорами, для кого-то там загрузить транспорт. Если говорить вот в лоб так, что это издержки от 15 до 20 долларов на каждой тонне, если просто так вот взять и везти, например, не в Клайпеду, а в Усть-Лугу, это издержки большие. Мы это показали своим коллегам, и они это поняли».

Владимир Семашко пояснил, что через Балтику переваливается по несколько миллионов тонн нефтепродуктов из Беларуси ежегодно. Обычно это около 6 млн. На российское направление, как ожидается, будет переведено около 1 млн тонн, а возможно, и меньше.