Союзники практически одновременно отчитались о планах и результатах освоения полярных регионов планеты. У РФ это, конечно же, Арктика: «Министерство обороны комплексно развивает арктические территории. До конца года будут сданы ещё два комплексных объекта, размещённых в ключевых точках исключительной экономической зоны Российской Федерации на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новосибирские острова», — заявил глава МО РФ Сергей Шойгу на коллегии министерства.


Полностью строительство будет завершено к 2020 году, однако даже то, что уже успели построить, сегодня можно рассмотреть даже из космоса.

Вообще, Арктика — своего рода нить, на которую удобно нанизываются бусины крупных экономических, инфраструктурных и военных проектов.

Строительство базы было бы невозможно без действующего Северного морского пути. Который, в свою очередь, может работать только в том случае, если у России есть наличный и обновляющийся флот атомных ледоколов. Он настолько важен, что, как мы сообщали на днях, сегодня даже рассматривается идея создать единую структуру, которая будет отвечать за развитие Арктики, на базе «Росатома», в ведении которого и находится атомный ледокольный флот.

И флот, и Северный морской путь — лишь дорогие игрушки без богатств Арктики. Как раз в октябре в компании «Роснефть» подтвердили открытие крупного месторождения нефти в Хатангском заливе моря Лаптевых (80 млн тонн извлекаемой нефти). Это лёгкая нефть с малым содержанием серы, такую нефть очень ценят переработчики во всём мире. Всего же в регионе «закопано» порядка 10 млрд тонн нефтяного эквивалента. По крайней мере, именно столько на сегодня разведали.

Ну а военные базы необходимы, чтобы всё это добро охранять. Как раз поэтому база является не просто набором казарм и административных зданий, но и центром управления береговыми ракетными комплексами «Бастион»


По словам разработчиков, «Бастионы» способны держать чужой флот на удалении до 300 км, а при пересечении этой границы двух-трёх ракет «Оникс» (скорость 2,6 М, масса боевой части 300 кг) хватит, чтобы потопить эсминец. В ноябре прошлого года российская группировка в Сирии «угощала» такими ракетами боевиков ИГИЛ.

Беларусь тоже строит базу, вернее, станцию, но в Антарктиде. Её сооружение началось ещё в 2015 году, а полностью завершить строительство (при условии финансирования) полярники надеются к 2019 году. Сегодня уже полностью готов первый модуль, установлена платформа для второго модуля и смонтирована часть конструкций.


Буквально на днях в Антарктиду отправляется уже 10-я белорусская антарктическая экспедиция, во время работы которой будут монтироваться секции второго модуля.

Можно даже не сомневаться, что опыт, которого наберутся белорусы в Антарктиде, окажется затем полезным в общих проектах освоения Арктики.

Как и ожидалось, в Европе начали своеобразные торги за «Северный поток 2». В Еврокомиссии заявляют, что трубопровод не нужен, поскольку  до 2030 года потребление газа в ЕС существенно не увеличится, а рост будет полностью покрываться поставками сжиженного газа. В ЕК также подтвердили намерение отстаивать сохранение транзитного статуса Украиной, тем более что в компании «Нафтогаз-Украина» в 20-х числах октября заявили: «Компания Rothschild S.p.A. объявлена победителем аукциона на закупку инвестиционно-банковских услуг, связанных с обеспечением отделения деятельности по транспортировке природного газа ("анбандлинга"), включая привлечение квалифицированного партнёра к управлению газотранспортной системой Украины». В переводе на человеческий язык это означает, что один из столпов капитализма итальянское подразделение финансовой группы Rothschild поможет Украине найти покупателя на её газотранспортную систему. Это не будет продажей в привычном смысле слова, поскольку речь идёт о слишком крупном и важном объекте инфраструктуры (в т. ч. слишком крупном и важном, чтобы и дальше оставлять его в распоряжении Украины), ведь проектная мощность ГТС Украины составляет совершенно фантастические 288 млрд кубометров газа в год. Это больше, чем «Северный поток», не построенные пока «СП 2» и «Южный поток», а также гипотетический «ЮП 2» вместе взятые. Однако это лишь одна грань её значимости для Европы.


Как указано на иллюстрации, украинская ГТС может стать связующим звеном для всей Европы: можно будет перебрасывать объёмы газа по мере надобности или, скажем, их прибытия в LPG-терминалы, перебрасывать газ из других газопроводов, в т. ч. пока не существующих, но строящихся (Трансанатолийский, Трансадриатический газопроводы). И, наконец, третье — подземные хранилища газа ёмкостью 32 млрд кубометров, которые Украина использует для собственных нужд на 50-55%. Ничего похожего по размерам в Европе нет и пока не предвидится. Такая «заначка» позволит сбивать спотовые цены в холодные зимы или, наоборот, зарабатывать на разнице стоимости газа. Европейские компании уже сегодня получают лицензии на хранение объёмов газа в ПХГ.

Таким образом, значение ГТС несколько больше, чем просто трубы.

А поскольку недееспособность руководства Украины ни для кого не секрет, то ГТС постепенно сделают частью европейского газового рынка. Сложно сказать, какие бонусы получит за это Украина, ведь геополитическое значение трубы оценить довольно сложно, в отличие от её балансовой стоимости. Будем надеяться, что соседям хватит ума хотя бы не продешевить.

Однако пока это лишь план. Украинская ГТС добавит очков Брюсселю, «Северный поток — 2» Германии. К тому же «СП 2» значительно проще в реализации: вот труба, вот контракты, вот месторождения. Затевать же долговременные проекты с Украиной вид жестокой пытки. Точку в этой истории ставить рано.

Возможно, недавнее заявление российских военных о том, что России было бы полезно иметь военную базу на территории Кубы, спровоцировало ответную реакцию США: Америка ужесточает санкции против армии, разведки и служб безопасности Острова свободы, а также организаций, которые находятся или «находятся» (по мнению США) под контролем этих структур. В основном санкции касаются деловых контактов с этими организациями.

Иран, который и сам долгое время испытывает на себе действие американских санкций, предлагает России отказаться от доллара в двусторонней торговле, перейдя на национальные валюты. Такое предложение прозвучало от президента Ирана Хасана Рухани на трёхстороннем саммите в Тегеране (Россия, Иран, Азербайджан). Впрочем, предложение не ограничивается только российско-иранской торговлей. «Я считаю, что если Россия, Иран, Азербайджан, Китай и восточные страны объединятся и создадут свою единую валюту, то это пойдёт им только на пользу. Или же можно создать международную виртуальную валюту», — заявил экс-посол Ирана в Азербайджане Ахад Газаи. В качестве примера посол привёл ирано-турецкую торговлю, в которой переход на взаиморасчёты с использованием национальных валют уже почти завершён.