В это непростое время надо избегать паники, как говорит белорусский президент, психоза. Если мы сейчас разрушим свои национальные экономики, то пострадают десятки миллионов людей. Это может привести к социальной нестабильности и безработице, ведь производства просто будут остановлены и, соответственно, заработная людям выплачиваться не будет. Экономическую жизнь не отменяют ни войны, ни эпидемии, ни другие катаклизмы. Экономика — это первое.

Сегодняшний кризис показывает, что мы очень зависим от внешних факторов, внешних рынков сбыта и поставщиков ресурсов. Я убеждён, что Евразийский экономический союз — это самодостаточное экономическое пространство. Оно обладает природными, интеллектуальными и трудовыми ресурсами, техникой и технологиями. Как мне кажется, нам надо теснее взаимодействовать друг с другом и прежде всего создавать свои собственные глобальные цепочки добавленной стоимости. Если взглянуть в будущее, то, как мне кажется, нас ждёт технотронное общество, в котором всё будет определять техника — машинная, аппаратурная. У кого лучше техника, тот и будет выигрывать в конкурентной борьбе. Поэтому странам ЕАЭС нужна программа новой цифровой индустриализации. Посмотрите на Китай: с 1953 года 13 пятилеток подряд у них одно на уме — индустриализация. Была захудалая аграрная страна, а сейчас никто не знает, как её остановить. Поэтому у нас приоритет должен быть чёткий, и всё надо подчинить ему: новая техника во все сферы деятельности.

Мы должны научиться продуцировать собственное оборудование и, естественно, начинку к нему. В сфере микроэлектроники у нас большой потенциал. Понятно, что активнее надо осваивать космические технологии, авиа-, судо- и автомобилестроение. Как ни крути, а Lada на белорусском рынке вырвала свою долю у таких мировых брендов, как Peugeot, Renault, Citroёn, а значит, российский автопром умеет и может. 

Мы не должны работать на другие страны, у нас есть свой глобальный инновационный проект, и надо принимать усилия для его скорейшего развития. Не менее актуальный вопрос — создание государственных программ по защите национальных рынков, стимулированию внутреннего спроса на продукцию отечественных предприятий.

Как показало время, вся мировая экономика может рухнуть в одночасье, вместе с ней и наши страны могут загреметь в тартарары. Но я подхожу к этой ситуации прагматично и даже цинично: пусть рухнет экономика в США, пусть рухнет экономика Китая, но если при этом останется экономика в ЕАЭС, то всё будет не так уж и плохо. В любом случае сегодня нам в первую очередь надо думать о своей экономике. Конечно, это звучит жёстко, но на войне как на войне: надо думать о живых. А от экономических проблем могут погибнуть миллионы.

Нынешняя ситуация с коронавирусом порождает не только проблемы, но и возможности. Главное — воспользоваться ими. Поэтому лидерам ЕАЭС сейчас лучше не хлопать крыльями по поводу коронавируса, а пользоваться моментом. Нам надо поставить на место банковскую систему, чтобы она не паразитировала на нашем производстве, а служила ему, довести до конца ту же деофшоризацию. Задач стоит много, надо только правильно расставить приоритеты. А приоритет во все времена один: у кого лучше техника и машины, тот и на гребне волны.