Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Александр Шерин довольно жёстко ответил на угрозы Пентагона о возможности нанесения скоординированного удара по территории России американскими подлодками, назвав подобные словам мальчишескими заявлениями и бредом. «Американским специалистам нужно иногда смотреть на карту. Они, наверное, путают континенты, на которых находятся Америка и Россия. У нас не та страна, которая подвержена серьёзному влиянию со стороны подлодок. Мы всё же огромная территория, которую единовременным ударом с подводных лодок уничтожить невозможно».

Напомним, накануне председатель Стратегического командования ВС США генерал Джон Хайтен говорил, что, мол, они (в смысле мы) даже не знают, где находятся американские подводные лодки. 

Нашим постоянным читателям персона Хайтена должна быть знакома, мы писали о нём в одном из наших декабрьских обзоров. Любопытно, что тогда выступление Хайтена было своего рода сокращённой версией послания Владимира Путина Федеральному собранию: «Они [Россия и Китай] проектируют оружие, испытывают оружие, которое базируется на земле и работает в космосе, оружие для создания помех, лазерное оружие». Т. е. примерно всё то же, во что несколькими месяцами спустя американская общественность дружно (поначалу) отказалась верить. Кроме того, сразу же после выступления Путина именно Хайтен рекомендовал внести правки в недавно утверждённую стратегию нацбезопасности, дав следующую характеристику России: «Самая значительная угроза только потому, что в настоящее время она представляет собой единственную угрозу для существования США». 


Глава Страткома ранее зарекомендовал себя в целом взвешенными и здравыми выступлениями. Поэтому будем считать, что его кто-то попросил сказать эту глупость о подлодках. 

«Обмен ядерными любезностями» между РФ и США даже вырвал из политического небытия последнего главу Советского Союза Михаила Горбачёва. «Положение таково, что нельзя не спросить: где Организация Объединённых Наций, её Совет Безопасности, её Генеральный секретарь? Разве не пришло время для созыва чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи или заседания Совета Безопасности на уровне глав государств?» — пишет он в статье для журнала Time. Или не он, а кто-то, кто использует этот известный бренд для продвижения необходимой повестки.


Миролюбивой риторикой материала не следует обманываться. Достаточно процитировать обращение экс-президента СССР к участникам конференции (2016), посвящённой 30-летию советско-американской встречи в верхах в Рейкьявике: «А ведь всего несколько месяцев назад мы с президентом США на нашем первом саммите в Женеве заявили: ядерная война недопустима, в ней не может быть победителя, наши страны не будут стремиться к военному превосходству».

После формулы «мы с президентом США» можно, собственно, уже ничего и не говорить, но мы всё же позволим себе ещё одну реплику-воспоминание. Мало кто уже сегодня об этом помнит, но когда мы пеняем США и называем их виновниками и инициаторами нынешней гонки вооружений (Россия была вынуждена создать такое ракетное вооружение, которое смогло бы обойти систему ПРО США), то не следует забывать также о том, кто дал американцам возможность действовать в этом направлении.

По свидетельству маршала СССР Дмитрия Язова, именно Горбачёв при подготовке договора СНВ-2, во-первых, отказался включать в него флот США, во-вторых, отказался вносить в него требование о сокращении американской ПРО. Договор подписывался уже Борисом Ельциным, однако готовить его начали ещё при Горбачёве. Поэтому выход США из договора по ПРО в 2001 году — частично и его ответственность.

Не Горбачёву учить разоружаться современную Россию.