На фоне обострившегося исторического спора отношения между Россией и Польшей заметно ухудшились. Польша требует компенсаций за так называемую «оккупацию», срывается на истерику и заявляет о возросшей российской угрозе для Европы. Между тем причина таких припадков, как всегда, лежит в экономической плоскости: подходит к концу контракт с «Газпромом» и наступают тяжёлые времена.

 

18 марта заканчивается контракт на транзит российского газа по газопроводу «Ямал — Европа». Последний раз он подписывался ещё в 2010 году, и с тех пор Польша много раз называла его несправедливым для себя и с нетерпением ждала окончания, готовясь взвинтить России цену транзита. Ожидания возросли ещё больше, когда испортились отношения Москвы и Киева и возникла вероятность, что транзит через Украину будет прекращён. В таком случае Польша смогла бы диктовать условия нового договора «Газпрому» и сполна отыгралась бы за все свои мнимые обиды. Под это дело она подписалась на приём дорогого американского СПГ и инициировала проект строительства газопровода Baltic Pipe из Норвегии, надеясь стать региональным хабом и поставлять газ (в том числе и на Украину). Однако «что-то пошло не так», и дело не только в том, что Россия и Украина смогли договориться.

Одни убытки

Прекращения транзита через Украину ждала не только Польша, но и вся Европа. Поэтому страны ЕС заполнили свои хранилища с газом наперёд, чтобы пережить зиму. А тут ещё зима выдалась тёплой, да и контракт продлили, поэтому в Европе скопились большие запасы газа. Как следствие, цены на него пошли вниз, что является злом для России. Но при этом и транзит через Польшу нам стал не нужен. Ведь, кроме украинского направления, мы ещё задействовали новое турецкое, да и создали свою индустрию СПГ. Именно по этой причине «Газпром» не делает Польше никаких предложений, несмотря на то что контракт с ней подходит к концу. И именно поэтому так нервничают в Варшаве, ведь рушатся их самые сокровенные мечты.

Во-первых, Польша теряет доходы от российского транзита. Во-вторых, транзитная труба теперь будет пустой и начнёт генерировать убытки, ведь её необходимо поддерживать в рабочем состоянии. То есть Польша получила все те проблемы, которые угрожали Украине, и осталась у разбитого корыта. Но это ещё не всё.

Польша такая Польша…

План Польши выглядел так: дешёвый газ для себя покупать в Норвегии по строящемуся газопроводу Baltic Pipe, дорогой американский СПГ, чтобы угодить Вашингтону, закупать и перепродавать соседям, в том числе Украине. Но, похоже, ни один пункт так и не будет выполнен. Во-первых, Украина, продлив контракт с Россией, обрела возможность получать газ с помощью «виртуального реверса». Во-вторых, Baltic Pipe можно было построить только на дотации Евросоюза, но в Европарламенте недавно вновь назвали проект бессмысленной тратой денег. В-третьих, падение цен на трубопроводный газ в Европе делает американский СПГ ещё более невыгодным.

Вот и осталась Польша ни с чем, а ведь под будущие газовые доходы она уже подписала многомиллиардные соглашения на покупку американского оружия, которые теперь невозможно отменить. Вот она и начала вновь расчёсывать свои исторические болячки и требовать у всего мира компенсации, чтобы хоть как-то прикрыть провал своей политики перед собственными гражданами.