19 декабря Дональд Трамп сообщил в своём «Твиттере» о победе над ИГИЛ и о том, что борьба с этой террористической группой была единственной причиной присутствия США в Сирии.


Это заявление американского президента вызвало огромный резонанс в европейских и американских СМИ. Однако спустя пару дней после него последовало ещё более громкое.

Как сообщает ABC News, США выведут из Сирии весь американский контингент, всего около двух тысяч военнослужащих. Сообщалось также, что весь персонал Госдепартамента США в Сирии был эвакуирован в течение 24 часов. Собирались так же стремительно вывести и военных, однако затем было решено не спешить.

В своём видеозаявлении, опубликованном в «Твиттере», Трамп заявил: «Мы победили ИГИЛ… и сейчас пришло время нашим военным вернуться домой».


Сообщается также, что решение о выводе войск было принято после телефонного разговора с Реджепом Эрдоганом 14 декабря. «Все, что последовало, — это выполнение соглашения, договорённостей, достигнутых во время этого звонка. Эрдоган неоднократно объявлял о планируемой атаке на курдские силы, которые удерживают территорию вдоль сирийско-турецкой границы. Курды были союзником США в Сирии и ключевой силой в наземных боевых действиях против группировки ИГИЛ. На прошлой неделе (10–16 декабря) Пентагон заявил, что односторонние военные действия любой стороны в контролируемом курдами районе на северо-востоке Сирии, где действуют американские силы, были бы неприемлемы. Однако после телефонного звонка в пятницу Эрдоган сообщил, что Трамп стал позитивнее относиться к запланированному турецкому наступлению».

«Мы официально объявили, что начинаем военную операцию к востоку от Евфрата», — заявил Эрдоган.  Напомним, что взгляды Турции и Соединённых Штатов на сирийскую политику расходятся уже давно. Вашингтон поддерживает отряды курдской самообороны в борьбе против ИГИЛ, в то время как Анкара считает их террористической организацией, связанной с Рабочей партией Курдистана (РПК), запрещённой группировкой, которая вот уже три десятилетия ведёт террористическую деятельность на юго-востоке Турции.


Решение о выводе войск подняло волну критики со стороны европейских и американских политических деятелей.


В частности, как сообщает The Guardian, сенатор Линдси Грэм опроверг утверждение Дональда Трампа о том, что ИГИЛ побеждён. «ИГИЛ не побеждён ни в Сирии, ни в Ираке и (я только что вернулся из этого региона), конечно же, не в Афганистане, — сказал он. — Решение о выводе войск будет расцениваться как стимул для возвращения ИГИЛ». В своём «Твиттере» он также назвал уход из Сирии «огромной ошибкой в стиле Обамы». Ещё 2 года назад Грэм считался одним из сподвижников Трампа.

Как сообщает Reuters, «министр обороны США Джим Мэттис внезапно заявил об отставке в четверг [20 декабря. — Ред.] из-за разногласий с президентом Дональдом Трампом относительно внешней политики, включая неожиданное решение о выводе войск из Сирии и планируемый вывод войск из Афганистана. По словам высокопоставленного чиновника Белого дома, он подал заявление об отставке после личной встречи с Трампом, на которой они озвучили свои разногласия».


«Поскольку у вас есть право иметь министра обороны, чьи взгляды лучше совпадают с вашими представлениями по этим и другим вопросам, я нахожу правильным уйти в отставку», — заявил Мэттис.


Вслед за этим 22 декабря подал в отставку Бретт Макгерк, спецпредставитель США при коалиции по борьбе с ИГ, сообщает BBC. В своём заявлении об отставке он заявил, что «вывод войск создаст условия для возрождения ИГИЛ». Он также указал, что это решение Дональда Трампа «стало шоком и полной сменой политического курса». В свою очередь, Дональд Трамп назвал отставку «позёрством».

Все эти оценки не вполне передают настроение, царящее в западных СМИ, поэтому не будет лишним указать на него отдельно. Заявление Трампа о выводе войск из Сирии произвело эффект разорвавшейся бомбы, в особенности после слов Трампа о победе над ИГИЛ, которые многими (не только в России) были восприняты как попытка присвоить победу. В этой связи стоит вспомнить заявление МИД Франции годичной давности (тогда Франция как раз и обвинила Россию в том, что она пытается присвоить себе победу над ИГИЛ).


Однако теперь слова Трампа о победе воспринимаются уже совсем иначе, а именно как попытка сохранить лицо. Кстати, Трампа «не поняли» не только коллеги по партии, глава Пентагона и прочие чиновники, но и члены коалиции. На руководство курдской самообороны это вылило ушат холодной воды (они остаются без поддержки вообще — между Эрдоганом и Асадом). Эммануэль Макрон с радостью «вернул» Трампу шпильку (во время протестов «жёлтых жилетов» МИД Франции уже пришлось указывать Вашингтону не соваться во внутренние дела Франции): президент Франции подверг критике это решение Трампа.

Ещё более «не понял» происходящего израильский лидер Биньямин Нетаньяху, который теперь ведёт с Эрдоганом своеобразный «бокс по переписке» в «Твиттере»: стороны успели обвинить друг друга даже в геноциде.


Возможно также, что заявление о выводе войск следует рассматривать в паре с другими новостями — о готовности продать Турции ПРО «Патриот» и смягчении отношения к действиям Турции в регионе. Похоже на то, что Трамп во что бы то ни стало вознамерился уговорить Эрдогана отказаться от сделки по С-400 с Россией и готов для этого идти на серьёзные уступки, в т. ч. и на то, чтобы показательно назначить Эрдогана «любимой женой».