Что, на ваш взгляд, ждёт Союзное государство России и Беларуси в 2018 году?

— Думаю, что в ближайшее время Союзное государство нужно рассматривать сугубо в контексте евразийской интеграции, так как последние годы показали, что Беларусь не поддержала режим санкций и антисанкций, в который вынуждена была войти Россия в силу ряда обстоятельств. Соответственно, сложился механизм искажённой торговли, который получил мем «белорусские креветки». Этот процесс в меньшей степени касается других участников той же евразийской интеграции, но служит для них примером того, что с Россией можно «играть». Поэтому если брать мой подход как евразийского эксперта, то я считаю, что Союзное государство сейчас находится в тупике и, с юридической точки зрения, это квазигосударство, то есть несуществующее и непризнанное.

Если рассматривать Союзное государство в контексте евразийской интеграции, то с чего стоит начинать?

— Думаю, надо начинать с того, что само понятие «Союзное государство» нужно демонтировать, потому что это дезориентирует по многим аспектам. Конечно, оно даёт некую иллюзорность для потребителей информационного контента, для простых граждан, но не более чем. 

Если брать историю возникновения Союзного государства, то возникло оно на волне ностальгии по СССР. Дальнейшие хитросплетения превратились уже в конъюнктурные игры в зависимости от ситуаций, которые возникали либо перед Россией, либо перед Беларусью.

Что, с вашей точки зрения, Союзное государство может привнести в евразийскую интеграцию?

— Моя точка зрения такова, что если говорить стратегически, то Союзное государство должно быть интегрировано в Евразийский экономический союз. То есть площадку диалога и те элементы, которые уже созданы, необходимо сделать якорными для ЕАЭС и ЕЭК. Вот это было бы интересным приоритетом развития: стать ядром евразийской интеграции.

Какие задачи должны стать приоритетными в 2018 году?

— Что касается тех задач, которые всё же есть, они очевидны: спокойное, хладнокровное описание проблематики союза со всеми его тупиками и с возможным потенциалом развития. Это очень важно с точки зрения экспертно-аналитического сообщества и беспристрастного анализа.

Чего не хватает России и Беларуси для полноценной интеграции? Как эти вопросы можно разрешить?

— Если говорить о технических вопросах, то я вижу их три. В первую очередь я считаю, что Беларусь должна оставаться генератором идей и некой такой испытательной лабораторией для нововведений. Например, я имею в виду закон о тунеядстве, который с интересом принят в России с элементами белорусского подхода. Здесь же я бы назвал движение Беларуси по перехвату инициатив в таких направлениях, как блокчейн и криптовалюты, практически ввод их в суверенное законодательное поле. Это может выступить сильным триггером для РФ. 

Второй блок — экономический пояс Шёлкового пути. Здесь однозначно Россия заинтересована в том, чтобы Беларусь выступала надёжным, стабильным и эффективным звеном. Необходима чёткая координация действий, потому что китайская сторона очень любит пользоваться двусторонними договорённостями и игрой на противоречиях между странами — это их известная тактика. Вот здесь Союзное государство могло бы выступать единым фронтом.

Третий момент — это всё, что связано с единым визовым режимом. Я считаю, что самое главное достижение союза России и Беларуси — отсутствие государственной границы в активном режиме, то есть в режиме проверки пассажиров во время перелётов или ж/д перевозок, а также пересечения на личном или коммерческом автотранспорте государственной границы РБ и РФ. Это самый яркий показатель союзнических отношений, но надо быть крайне осторожными с этим. Думаю, что Россия должна с пониманием отнестись к тем механизмам безвизовых режимов, которые апробировала Беларусь перед ЧМ по хоккею. Этот опыт был бы очень полезен для России в преддверии ЧМ по футболу, который будет проходить в этом году. Есть уникальная возможность объединить подходы, усилить друг друга и выйти на единый визовый режим. Это было бы большим благом для Беларуси — она не везде имеет свои посольства и консульства.

И, наверное, последнее: Союзное государство должно очень много внимания уделить вопросу торговых войн, в первую очередь их профилактике. Не включаться постфактум, а заниматься именно превентивными мерами и меньше использовать государственные национальные формы для решения этих конфликтов внутри интеграционного объединения.