В 1991 году на мировые экраны вышел голливудский триллер «В постели с врагом» с Джулией Робертс в главной роли (Sleeping with the enemy). Тут возникает сразу несколько ассоциаций, в том числе и со sleeping spies — «спящими агентами», которые молчат до времени, ожидая своего часа. Но всё же главная параллель — это молодая симпатичная (лишь беззастенчивый льстец может назвать Джулию красивой) и не очень уверенная в себе женщина, вынужденная делить брачное ложе с несдержанным психопатом-мужем, склонным к неспровоцированному насилию. В котором просыпаются в нужный час демоны садизма.

Такова общая фабула. Какое отношение она имеет к политике? Дело в том, что это старинный, родившийся ещё до нашей эры приём дипломатии, смысл которого лучше всего выразил в своей знаменитой формуле Сунь Цзы: «Держи друзей близко к себе, а врагов ещё ближе». Однако, согласитесь, это опасная игра — делать и переживать то, что переживала героиня Джулии Робертс, но только вполне осознанно и целенаправленно.

Немного поправим Сунь Цзы: к такому приёму лучше прибегать лишь тогда, когда ты точно знаешь, что делать с врагом. Если ты не знаешь этого заранее, лучше уж не подступать столь близко к области неизвестного и опасного. Ибо из иных объятий можно и не вырваться.

В 1987 году Организация освобождения Палестины (ООП) пошла по этому пути. Как и за десять лет до того президент Египта Анвар Садат, который решил обниматься со своим врагом, израильским премьером Менахемом Бегином и подписать Кэмп-Дэвидские соглашения, бессменный лидер ООП Ясир Арафат тоже открыл объятия своему извечному врагу. Способствовал столь резкой перемене в поведении палестинского лидера Михаил Сергеевич Горбачёв, который фактически лишил ООП поддержки со стороны Советского Союза. Почуяв это, американцы моментально сорвали созыв Женевской мирной конференции по ближневосточному урегулированию, в которой должны были участвовать они, их союзники по НАТО и СССР. Ну и ООП, конечно. Вместо Женевы американцы выложили на стол теперь уже сепаратных переговоров приснопамятные «дорожные карты», изобретённые Рональдом Рейганом, срочно «позвали» немного упиравшегося израильского премьера, и этот «план для Ближнего Востока» оказался дорогой в никуда.

Если кто от него и выиграл, так только Израиль, и то не в полной мере, ибо получил возможность лишь «ползучего» и «незаконного» заселения уже завоёванных территорий. А также надежду на то, что Иерусалим станет-таки когда-нибудь неделимой израильской столицей. Этот план можно было бы назвать не «дорожными картами», а step by step — «шаг за шагом», или «не всё сразу», или «питон проглатывает свою жертву не сразу, а переваривает ещё медленней».   

Процесс «переваривания» начался чуть позже. Уже не было Горбачёва, не было Советского Союза, вообще, отступать было совсем некуда, и Арафат от обнимашек приступил к следующей стадии — поцелуям. Близость перешла в политический интим. Жертва ещё дышала, даже сохранила свободу передвижений, например, смогла наконец-то вернуться из эмиграции в Палестину, но была обречена. 13 сентября 1993 года Ясир Арафат и премьер Израиля Ицхак Рабин после длительных секретных переговоров подписали «Соглашения Осло» (Oslo Accords), согласно которым ООП обязалась признать право Израиля на мир и безопасность и прекратить террористическую деятельность. В результате соглашений была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), получившая контроль над частью Западного берега реки Иордан и Сектором Газа. В течение пяти лет планировалось достичь окончательного урегулирования конфликта.

Сегодня на дворе 2020-й. Урегулирован конфликт за прошедшие 27 лет sleeping with the enemy? Нет, конечно.

Завершён процесс «переваривания»? Почти.

Во всяком случае, осталось совсем немного, а палестинские территории «растворяются» буквально на глазах. Они следуют за своими защитниками, решившими сблизиться с врагом. Где египетский президент Анвар Садат? Убит. Где Ясир Арафат? Убит. Они стали лауреатами Нобелевской премии мира за сговор с Израилем, но нобелевскими деньгами успели воспользоваться только их израильские визави, они же Анвар и Ясир, два человека, которые застрелили бы друг друга при первой же встрече, разделили одну и ту же судьбу. Как мавры, подписали «мир» и тут же ушли в небытие.

«Спасибо им!» — слышим мы вкрадчивый голос, только вот кому он принадлежит?

Уж точно не нынешнему главе Палестинской автономии, над которой всё явственней прорисовываются кавычки, особенно после того, как Дональд Трамп предложил свою «сделку века». В чём она состоит? Кто что получает по этой сделке? Израиль — всё, Палестина — ничего.

В буквальном смысле дырку от автономии. 


Президент США Дональд Трамп огласил подробности «сделки века» 28 января. Согласно его проекту, Иерусалим признаётся столицей Израиля. Туда же из Тель-Авива несколько ранее «формально» переехало и посольство США. Сбылась мечта Бегина!

В качестве будущей «столицы» Палестины Трамп предлагает деревню Абу Дис, что в восточном пригороде Иерусалима, расположенную за так называемым «забором безопасности». Палестина же становится «независимым, но демилитаризованным государством», фактически лишённым контроля над своими границами. Потому что она фрагментируется, распадается на элементы, «переваривается» до крошек, которые соединяются только через израильские территории. Как вам такой организм, члены которого соединены тонкими ниточками, а за ниточки дёргает Израиль? Не говоря уже о том, что Израиль в любой момент может их элементарно перерезать!

Так что, когда Махмуд Аббас в ООН заявляет, что палестинцам предлагают даже не государство, а швейцарский сыр, полный дырок, он ещё и преуменьшает. Или преувеличивает территорию «будущей» Палестины.

Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас в Совете безопасности ООН: «Этот план не принесёт мира или стабильности региону. И, следовательно, мы не примем этот план. Мы будем противостоять его реализации. Вот краткое изложение проекта, который был нам представлен: государство, которое они нам предлагают, похоже на швейцарский сыр». Аббас также предложил созвать в Женеве международную конференцию по мирному урегулированию на Ближнем Востоке с участием палестинцев, израильтян, а также России, США, ЕС и ООН. Ту самую Женевскую мирную конференцию, которая должна была пройти ещё в 1987 году и которую сорвал Горбачёв!

Прошло ровно 33 года. Ближневосточный конфликт обежал гигантский кровавый круг и вернулся в ту самую точку, где когда-то его урегулирование поставили на паузу. Стоило ли это тех унизительно-порочных мучений, которые пришлось очень многим пережить, барахтаясь в одной постели с врагом?

Ответ повисает в воздухе, пропитанном едким дымом от горящих покрышек, что жгут молодые палестинцы, вышедшие на очередную интифаду. Которую уже по счёту? Теперь, чтобы притушить пожар, нужно отжать кнопку «пауза» под треком «реальное урегулирование». Но кто же это сделает и отправит, наконец, стороны в Женеву?

Или овчинка, точнее «швейцарский сыр», того уже не стоит?