Министр экономики РБ Дмитрий Крутой в конце прошлой недели пообещал, что к концу года вместе с российскими коллегами Минэкономики Беларуси разработает компенсационный механизм для налогового манёвра. К этой теме мы уже обращались в наших обзорах: налоговый манёвр в российско-белорусских отношениях стал даже большим раздражителем, чем «молочные войны».

Напомним, суть манёвра заключается в в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть и одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть.


Такая рокировка выгодна для российских добывающих компаний, входящих в состав ВИНК (вертикально интегрированных компаний), однако очень невыгодна для НПЗ Беларуси, а также для несистемных российских игроков рынка переработки нефти. В соответствии с законодательством ЕАЭС экспортная пошлина с экспорта нефти в пределах ЕАЭС не уплачивалась. Т. е. манёвр означает рост стоимости сырья для белорусской нефтепереработки и сокращение маржи.

Ставки будут меняться не единовременно, а постепенно, на протяжении 2019–2025 гг. Однако даже коррекция будущего года уже заставила правительство РБ пересмотреть базовый прогноз роста ВВП с 2,8 % до 2,1 %. В целом же в правительстве подсчитали, что манёвр грозит Беларуси потерей 3–5 % ВВП. Чем именно российские коллеги собираются компенсировать пересмотр налоговых ставок в нефтяной отрасли, министр не сообщил. Однако практика говорит о том, что подобные вопросы обычно не выходят за пределы отрасли, т. е. компенсируют, скорее всего, также через энергетику.

Косвенное подтверждение этому имеется. 29 августа в Москве состоялась встреча замглавы правительства РБ Игоря Ляшенко и его российского коллеги Дмитрия Козака. В пресс-службе правительства РБ уточнили, что темой встречи были вопросы энергетики.

Если на постоянной основе наблюдать за  интеграционными процессами между РФ и РБ, можно заметить две тенденции:

1. Как правило, инициативной стороной в них выступает Беларусь. Из последних примеров — председатель Совета Республики Михаил Мясникович в ходе встречи с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным предложил создавать совместные предприятия в сфере машиностроения.


Впрочем, необязательно бывает задействован правительственный уровень. БелАЗ, «Амкодор», «Гомсельмаш» и сами неплохо справляются с развитием связей. В частности, «Амкодор» вскоре открывает сервисный центр в Костроме. А «Гомсельмаш», МТЗ и ряд других производителей вскоре могут начать поставки техники в Оренбургскую область: посредничал в переговорах руководитель отделения посольства Беларуси в России в Уфе.

2. В обратных случаях инициатива обычно исходит от губернаторов отдельных регионов РФ — той же Вологодской области, где успешно развивается проект «Союзный трактор» (Череповецкий литейно-механический завод).

В ЕЭК сообщили о создании правовой и информационной базы для единого рынка лекарственных препаратов ЕАЭС. В первую очередь это означает единую электронную регистрацию для лекарств. Кроме того, производители лекарств смогут проходить инспектирование в любом из инспекторатов стран ЕАЭС — их заключения будут иметь равную силу во всех странах — членах союза. Соответственно, не нужно будет тратиться на регистрацию и исследования для вывода препарата на рынок в каждой из стран союза.

Для покупателя такая система означает прежде всего унификацию правил продажи. В путешествиях и командировках по странам ЕАЭС больше не придётся сталкиваться с тем, что нужный препарат находится только в рецептурной продаже, хотя дома продаётся без рецепта.


Кроме того, ЕЭК переводит декларирование экспресс-грузов в пределах союза на полноценное электронное таможенное декларирование. «Сейчас декларирование этой категории товаров осуществляется исключительно в письменной форме, хотя именно для них в первую очередь необходима автоматизированная электронная обработка сведений. Это вызвано значительным ростом трансграничной электронной торговли и объёма перемещения экспресс-грузов», — заявили по этому поводу в пресс-службе ЕЭК.