—  Евгений Станиславович, капитал давно перестал быть американским или, например, японским. Один и тот же человек может владеть разными бизнесами в Бразилии и США, в России и Сингапуре. Как сделать так, чтобы капитал белоруса или россиянина в основном работал бы в Союзном государстве, а не утекал за его пределы?

— В принципе, рецепт простой, а главное, в сегодняшних либеральных условиях он без вариантов единственный. Ещё К. Маркс в его «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.) заметил, что сущность человека — не абстракт, присущий индивидууму, а результат всей совокупности общественных отношений. И позже совместно с Ф. Энгельсом в их «Манифесте Коммунистической партии» они логично пришли к выводу: «Нужно ли особое глубокомыслие, чтобы понять, что вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменятся также и их представления, взгляды, понятия — одним словом, их сознание».

Иными словами, Беларуси и России нужно создать в своих странах (соответственно, получим и в Союзном государстве) такие общественные отношения, которые будут лучше, справедливее, продуктивнее, конкурентоспособнее и в конечном итоге — более выгодные для банков, предприятий и граждан, как владельцев капиталов, чем при вариантах вывода ими (легального или нелегального) честно нажитых капиталов за границу. Притом что возможности незаконного приобретения капиталов в таких общественных отношениях должны быть исключены не страхом неких смертных наказаний, а самой сутью новых отношений. Нужно создать такие общественные отношения в Беларуси и России, при которых быть порядочным гражданином и патриотом страны населению будет и морально приятнее, и экономически выгоднее, комфортнее, удобнее, чем при других вариантах поведения. Как это сделать — далее ещё поговорим.

— А как вести себя государству по отношению к выводу денег в офшорные зоны?

— Универсальный ключ к ответу на этот и все подобные вопросы выше уже предложен: государству нужно так построить совокупность общественных отношений в стране, чтобы её гражданам было выгоднее следовать разумным установлениям и рекомендациям своего государства, а не агентов и советников из иностранных государств.

— Почему банковские системы Беларуси и России не суверенны? Откуда взялась валютная зависимость наших экономик?

— Она взялась от веры наших банкиров в то, что иностранные конкуренты очень хотят научить их всему самому эффективному (чтобы создать себе проблемы конкуренции). Такой вывод можно сделать, ознакомившись, например, с интервью бывшего первого председателя правления Национального банка Беларуси, уважаемого С. А. Богданкевича, представленным недавно на TUT.BY:

«…я возглавил Нацбанк. Мы создавали независимую денежно-кредитную систему Беларуси. Тогда я был заведующим кафедрой в нархозе, и мне поручили разработать законы о Национальном банке, банках и банковской деятельности. Верховный совет принял эти законопроекты единодушно.

Мы хотели сделать Нацбанк цивилизованным европейским центральным банком. Тем более что наше законодательство в значительной степени базировалось на законодательстве Германии, Новой Зеландии, в меньшей степени — США. Мы же не с потолка всё брали и делали. Я поставил задачу: всех ведущих специалистов, начальников подразделений переподготовить в банках стран Запада. Наши специалисты дважды прошли стажировки в банках Германии, Франции, Дании… за счёт национальных банков других стран. Я просто удивлялся, насколько они были открыты и хотели нам помочь...

Я был несколько раз на круглых столах в этом году и в прошлом, слушал заместителей Каллаура (Павла Каллаура, председателя правления Нацбанка. — Прим. TUT.BY). Увидел, насколько высок уровень их теоретической подготовки. Это настоящие специалисты.

Когда порой журналисты говорят, что Нацбанк в плане рыночных отношений впереди правительства, то так оно и есть. Мне нечего им советовать. Они проводят такую же политику, которую я бы проводил. Но это касается только периода примерно с 2014 года. То, что происходило раньше, я низко оцениваю. После всех этих обвалов, когда Лукашенко позволил им профессионально контролировать денежную массу, они сразу навели порядок и установили контроль за базовой величиной, инфляцией, валютным курсом, процентной политикой».

Теперь давайте проанализируем, чего же в таком случае добилась Беларусь с новым контролем и новым порядком её Нацбанка за период после 2014 года.

В 2015 и 2016 годах все показатели белорусской экономики резко снизились.

По данным министерства финансов, госдолг Беларуси на 1 октября 2017 года составил 41,4 млрд рублей, увеличившись по сравнению с началом 2017 года на 12,0%, в том числе внешний долг составил 16,3 млрд долларов США, увеличившись с начала года на 19,5%.

В 2017 году выплате по госдолгу подлежит около 3,4 млрд долларов, в то время как величина валютных доходов бюджета ожидается около 1,5 млрд долларов. В 2018 году на погашение и обслуживание валютного госдолга Беларуси предстоит потратить около 3,7 млрд долларов. При этом лишь четверть от этого долга предполагается закрыть за счёт не долговых источников.

Статистика показывает, что количество национальных денег в экономике страны значительно уменьшилось, коэффициент монетизации национальной экономики национальными деньгами сегодня на порядок (в 10–20 раз) ниже, чем в экономически развитых странах. Национальных денег в денежной системе Беларуси в настоящее время менее 1/3, почти всё остальное — иностранная валюта.

Согласно опубликованным отчётам Нацбанка РБ за 2014, 2015 и 2016 годы, капитал его каждый год имеет рекордно отрицательное значение по причине убытков от деятельности. Минус собственного капитала на начало 2017 года превысил уставный фонд Нацбанка в 298 раз, составив в итоговой сумме его баланса 57,8%. С таким балансом единственно возможным методом по удержанию курса национальных денег от резких снижений является лишь создание острейшего их дефицита в экономике. Именно этот радикальный метод и применяется последние годы Нацбанком РБ. Сумма его денежных средств в обращении на 1 января 2017 года составила всего 2,4 млрд белорусских рублей, что было по курсу на ту же дату всего 1,23 млрд долларов (это примерно в 25 раз меньше оценочной стоимости лишь одного нашего «Беларуськалия»). За последний отчётный год убыток от деятельности Нацбанка составил 1,5 млрд рублей (61,6% от суммы национальных денег в обращении, максимальные проценты за всю его историю). А накопленный убыток Нацбанка в сумме с переоценкой статей его баланса на 1 января 2017 года составил 7,5 млрд рублей, или 311,4% к сумме его денежных средств в обращении.

В конце вышеупомянутого интервью С. А. Богданкевич и сам пришёл к выводам, что «финансовые кризисы, в том числе и на Западе, связаны с тем, что набрали кредитов, проели и нечем погашать…» и что «весь наш кризис обусловлен внутренними факторами: плохим управлением, прежде всего… Он мог бы закончиться и в течение нескольких лет, но нужно менять модель управления экономикой и снизить налоги. А как это сделать?». И предложил он такой «рецепт»: «Надо, видимо, силовые структуры сократить, чтобы не тратить на них деньги».

Приведу пример и по России. Вот дословное извлечение из Годового отчёта Центрального банка РФ за 2013 год:

«Как и в предыдущие годы, активно использовались международные каналы технического содействия в целях повышения квалификации специалистов, изучения зарубежного опыта для его последующей адаптации и применения в деятельности Банка России. Так, около 900 сотрудников Банка России приняли участие в 215 международных учебных мероприятиях, из которых 118 были проведены за рубежом. При этом в 2013 году расширена география сотрудничества Банка России с зарубежными центральными банками».

И что же получили спустя годы в результате повышения квалификации? О состоянии экономики России можно судить даже по заголовкам видеоинтервью всех известных российских экономистов:

  • М. Хазин: «Всё, приплыли, денег нет даже на Крым!», «Запад уничтожит экономику России», «В России создана ростовщическая экономика»;
  • В. Катасонов: «Девальвация рубля неизбежна», «Россию ждёт крах!», «Прогноз на 2017–2019 годы: заморозка бюджета, обвал рубля, уничтожение России!»;
  • М. Делягин: «России остался год, потом будет нечего собирать!», «Люди бедны, потому что у них украли страну»;
  • С. Глазьев: «Россия, которую разворовали», «Почему Путин ничего не делает? У нас тяжелейшее положение в экономике».  И т. д. и т. п...

Выходит, нельзя нам столь наивно полагать, что мировые банкиры делятся со всеми своим лучшим опытом бесплатно. Бесплатный сыр бывает только в мышеловках.

Финансы — это главный инструмент в создании источников богатства Запада, которым его банкиры изменили соотношение военного противостояния в мире и даже саму природу ведения войны.

Главной проблемой наших предприятий является рост долгов, острый и постоянно возрастающий недостаток средств для финансирования текущей деятельности и для развития их производств.

Основным методом решения этой проблемы в Беларуси и России со стороны их банковских систем, как это заложили в головы нашим банкирам, практикуется кредитование национальных предприятий, причём с наиболее высокими в мире процентами.


 

А потому рост кредиторской задолженности предприятий и в Беларуси, и в России закономерно и намного опережает поступление средств в экономику, вызывая всё возрастающую долговую закредитованность белорусских и российских предприятий.

Банкиры наших стран даже и не замечают:

  1. Кредитные схемы финансирования производств вообще, даже при самых низких (даже нулевых) кредитных ставках, значительно повышают стоимость производимой продукции включением в неё сумм для возврата кредиторам основного долга, этим, соответственно, снижают конкурентоспособность кредитуемых предприятий на рынках, влекут их к возрастающим убыткам;
  2. В странах, имеющих наиболее высокие показатели конкурентоспособности предприятий (Япония, США, Китай и др.), доминирует принципиально иная схема финансирования национальных производств, а именно путём создания акционерных обществ, привлекающих средства в обмен на акции;
  3. При такой схеме финансирования у производителей вообще не возникает долгов (дивиденды выплачиваются из прибыли), чем значительно повышается их конкурентоспособность;
  4. Акционерные компании по всему миру ещё в 2013 году вышли на рекорд: выплатили акционерам более 1 трлн долларов. Это на 40% выше показателя 2009 года. В США этот показатель за 2009–2013 гг. вырос на 49%;
  5. Центральные банки развитых стран не только устанавливают процентные ставки и эмитируют кредитные деньги, но они уже давно являются также и крупнейшими среди инвесторов, а не кредиторов;
  6. Именно на инвестиционных схемах финансирования своих предприятий Япония получила скачок «экономического чуда» в подъёме национальной экономики, при котором также и коммерческие банки Японии с 1950 года из малых меняльно-кредитных валютных контор выросли в самые крупные банки мира.

— И как Беларуси и России выйти из такой ситуации?

— Нам надо взять за правило, что в сфере экономических теорий надо жить собственным умом, руководствуясь при этом мудрой мыслью известного древнегреческого философа Аристотеля (IV век до н. э.), учителя Александра Македонского: «Успех во всяком деле зависит от двух условий: 1) правильного установления цели; 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к этой цели».

Недавно президент Беларуси акцентировал, что в 2018 году стране предстоит преодолеть отставание, допущенное в 2016 году, и выйти на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития. Установление цели, как видим, состоялось.

Что касается отыскания средств, ведущих к этой цели, то анализ опыта развитых стран и «эффекта» приватизации во всех бывших республиках Советского Союза показывает, что для решения экономических проблем Беларуси, России и других стран СНГ необходимо:

  1. Стабилизировать национальную валюту государств не кредитами МВФ, а ценными бумагами национальных предприятий с одновременным преобразованием национальных денежных систем из кредиторов в инвесторов национальных экономик;
  2. Осуществить реструктуризацию существующих кредитных долгов госпредприятий в пакеты акций. Акциями произвести расчёты предприятий с кредиторами и впредь развитие крупных производств и всех госпредприятий финансировать не по кредитным, а по инвестиционным схемам;
  3. Выпускать национальные деньги в обращение обменом на акции и другие ценные бумаги эффективных бизнес-проектов. Предоставлять лучшие национальные бизнес-проекты не иностранным инвесторам, а национальным банкам для инвестирования оздоровлённой валютой — стабильной, свободно конвертируемой и планомерно растущей в стоимости относительно доллара США и других не обеспеченных ликвидными активами иностранных валют;
  4. Стабилизировав предлагаемыми мерами национальную валюту и изменив кредитно-денежную политику на валютно-инвестиционную, каждое из государств немедленно получит в распоряжение мощный источник для национальных инвестиций в любые экономически обоснованные бизнес-проекты в сфере современных производств. Оптимизировав в системной связанности налоги и создав населению условия высокой мотивации к труду и развитию средств производства во всех отраслях национальных экономик, Беларусь, Россия, все страны СНГ смогут быстро придать развитию стран инвестиционно-инновационный облик, стабильный рост национального дохода и благосостояния населения с рациональным сочетанием интересов всех слоёв общества.

В итоге экономика каждой страны получит устойчиво и быстро развивающуюся экономику. Прекратится рост цен. Отпадёт нужда в повышении пенсионного возраста. Новые рабочие места, рост доходов населения, пенсий, стипендий, пособий, содействие молодым и многодетным семьям, инвалидам будут естественным следствием рационального развития нашего национального хозяйства. При этом вся создаваемая в стране стоимость и прибыль будут доставаться национальным инвесторам, предпринимателям, работникам и государству.

Группой белорусских экономистов разработана концепция, предлагается, как всё это сделать в комплексе, системно, оптимально. Тезисы концепции не раз публиковались в прессе, докладывались на различных научно-практических конференциях. Видеозапись моего доклада «Причины проблем экономики Беларуси, России, всех стран СНГ и предложения по их решению» на одной из конференций, а также нашу книгу «Выход из кризисов найден. Успеем ли выйти?» легко найдёте в интернете по названиям. Осталось только вызвать интерес к разработкам на должных уровнях.

— Что скажете насчёт криптовалют: кто-то считает их финансовыми пирамидами, кто-то — пузырём, а кто-то — и будущим финансов. Возможна ли их эмиссия государствами? Может ли такая валюта, как биткоин, стать новой мировой валютой вместо доллара?

— Аналогии им можно приводить разные, мне лично больше нравится параллель из русской народной сказки про то, как хитрый солдат кашу из топора сварил, переночевав у бедной и наивной бабушки: и каши наелся, и её топор с собой унёс.

Криптовалют в мире уже несколько тысяч, и число их быстро умножается.

За самыми быстрорастущими криптовалютами анонимно стоят мощные валютные биржи, способные создавать ажиотажный рост цен на что угодно, чтобы получить прибыль, не неся при этом обязательств.

Кто бы ни стоял за остальными, но с них вы тоже ничего не получите, если цена их «валют» вдруг резко упадёт. И предъявлять кому-либо претензии окажется бессмысленно необоснованным.

Как только Беларусь или Россия организуют свою денежную систему оптимально, надёжно гарантируя мощь и стабильность своих валют, это же по их опыту и примеру сделают и другие сегодня «развивающиеся» государства. Число криптовалют при этом резко сократится. Я думаю, что они будут использоваться лишь в качестве инструмента для сбора средств в краудфандинговых проектах, да ещё и для игр валютных спекулянтов в биржевых криптоказино.