Затронутая вчера тема суверенитета вообще-то является сквозной для нашего ресурса. Мы можем писать о космосе, новых заводах, оборонной стратегии, евразийской интеграции, и всё это будет сводиться к тому, что лучше быть богатым и независимым, чем бедным и на побегушках. Даже если тот, что на побегушках, имеет от этого статуса какие-то красивые бусики. Одно условие: право на независимость необходимо постоянно подтверждать, а на попытки размыть суверенитет отвечать. Похоже, что события последних месяцев вызвали сразу несколько попыток проверить: «А так ли вы сильны и независимы, как хотите казаться?».

Так, Евросоюз и Совет Европы обратились с призывом к властям Беларуси ввести мораторий на смертную казнь. 


В самой республике на прошлой неделе проходила традиционная Неделя против смертной казни, организаторами которой выступают правозащитники и представители оппозиции. Не станем вступать в дискуссии по поводу этого сложного вопроса, просто отметим, что как введение такого моратория, так и сохранение статус-кво — это внутреннее дело властей республики.


И не только в том смысле, что решать это должны правительство и президент. Информационная кампания, организованная правозащитниками, одновременно с обращением внешних игроков так или иначе превращает первых из борцов за права человека в агентов влияния. А всего-то и нужно было — разнести заявления по времени, чтобы не выступать в качестве «хора» ЕС.

И это не единственная тема, с помощью которой будет осуществляться давление на руководство РБ. В комитете ООН по правам человека начато рассмотрение первой т. н. «тунеядской» жалобы (связанной с известным декретом о тунеядстве, который вызвал массовые беспорядки в Беларуси в начале текущего года). В настоящее время декрет дорабатывается, чтобы сгладить наиболее острые углы, скажем, президент РБ Александр Лукашенко подписал уточняющий указ «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности», по которому самозанятые ремесленники не будут подпадать под санкции декрета.


В России подобные внешние нападки спускать не намерены. Ещё в 2014 году делегация в ПАСЕ была лишена фактически всех полномочий в организации из-за обвинений в том, что она является стороной конфликта в боевых действиях на Украине. Несмотря на то, что, как оказывается, Россия всё это время продолжала платить взносы в бюджет организации. И прекратить перечислять средства, если российскую делегацию не восстановят в правах, в РФ решили только теперь.

Широко разошлось заявление спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, что «...для нас решения Европейского суда не будут легитимными». Менее известен фон этого заявления. Судьи ЕСПЧ периодически переизбираются, подходит очередной срок их ротации. Если делегация РФ не будет восстановлена в правах, то и голосовать за судей она не сможет. А раз так, то продолжать признавать легитимность ЕСПЧ — самому вести себя на судилище. Не говоря уже о том, что в формуле нет ничего особо нового. Ещё американские колонисты в своё время разъяснили британской короне базовый принцип: «No taxation without representation» — без представительства нет налогов. И уж, естественно, никто из них не отдался бы в руки правосудия Британской империи.

Кроме ЕСПЧ и ПАСЕ, «бан» от РФ рискует получить и «Радио Свобода». Нет, не так, как в советские времена, а в ответ на преследование российских СМИ в США: американские власти потребовали от телеканала RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента.


И получают ответ той же монетой. Кроме того, учтя множественность нападок, в СФ предложили ввести особый характер отношений с государствами, позволяющими такие действия в отношении РФ. В чём он будет выражаться, в СФ пока не уточнили. Однако новый посол США в РФ Джон Хантсман со своими предложениями «Помиритесь с Украиной, и мы помиримся с вами» явно отстал от повестки. Дело уже давно не в Украине.

Кстати, теряет деньги не только ПАСЕ. ПО оценке Австрийского института экономических исследований, санкции в отношении РФ (вернее, её контрсанкции к европейскому бизнесу) стоили экономике ЕС по меньшей мере 30 млрд долл. (оценка ООН ещё печальнее: ЕС теряет 3,2 млрд долл. за каждый месяц режима санкций). Тогда как российская экономика перестроилась, сменила торговых партнёров или наладила производство товаров, которые ранее импортировала; запасы золота с 2014 года выросли на 700 тонн, а валютных накоплений — до 420 млрд долл.

На Украине никак не могут забыть учения «Запад-2017». К тому же министру обороны Виктору Муженко необходимо как-то ответить за свои слова о том, что после окончания учений на территории РБ остались российские военные (по крайней мере, так это выглядит со стороны). Поэтому в настоящее время на территории Беларуси находится инспекционная группа минобороны Украины, проверяющая 8-ю отдельную гвардейскую десантно-штурмовую бригаду.

Следует отметить, что между Украиной и Беларусью заключено соглашение, регламентирующее возможность таких инспекций. Так, РБ воспользовалась этим правом в декабре 2014 года, во время активных боевых действий на территории Украины. При этом белорусских военных беспокоила прежде всего возможность перемещения вооружений и личного состава ВСУ в приграничных с Беларусью районах, а совсем не боевые действия на Донбассе. И в этом нет цинизма, политика вне компетенции военных.

Сегодня мы видим, как Украина имитирует обеспокоенность учениями и под предлогом имеющегося межправительственного соглашения фактически отправляет инспекторов заниматься разведывательной деятельностью. В собственных ли интересах, а главное — что надеется за это выторговать?