Россия воздержится от шагов в ответ на т. н. «кремлёвский список», заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с доверенными лицами. Причин для этого может быть сразу несколько. Во-первых, банально не до того (выборы), а поскольку именно они, вернее, влияние на них — одна из целей США, то лучшим ответом как раз и будет заниматься выборами. Во-вторых, сам по себе  список — это лишь прелюдия, перечисление персон в российской политике, на которых намерены воздействовать американцы. Вернее, попытаться воздействовать. Своего рода чёрная метка, предупреждение, последний шанс. Во времена Великой Отечественной войны немцы тысячами разбрасывали над позициями советских войск т. н. ШВЗ — листовки «штык в землю», служившие одновременно эдаким пропуском в плен. Список — это и есть листовка, причём коллективная. Что, кстати, объясняет наличие в ней премьер-министра Дмитрия Медведева и отсутствие Владимира Путина: первому предлагают сдачу и «ханский ярлык», второму — ничего. Теперь же в США усядутся и станут ждать: кто первым прибежит. Впрочем, Дмитрий Медведев, как и Владимир Путин, встретил своё участие в документе с шуткой.


Поэтому, с одной стороны, прав генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, когда говорит, что в США не видят и не хотят видеть нюансов российской политики, а вместо этого пошли по самому лёгкому пути, воспроизведя в своём списке справочник «Кто есть кто в Кремле», а также сотню российского Forbes. С другой же стороны, нам с детства известно правило: «Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое». Давление через элиту и организация через неё переворотов срабатывали неоднократно, пример у России под боком. К чему изобретать велосипед?

Шведский экономист  и специалист по Восточной Европе Андерс Ослунд также считает, что администрация президента США Дональда Трампа промахнулась. «Похоже, что Трамп получает приказы от Путина», – ворчит он в своём Twitter. И одновременно указывает, какими должны были быть (по его мнению) эффективные действия против РФ. Он считает, что за основу следовало брать меры администрации Барака Обамы 2014 года (реакция на события в Крыму), однако усилить их. «Список должен был состоять из 40 действительно плохих парней и предполагать возможность его расширения», — пишет он в статье для Politico.

Не все вслед за Ослундом готовы играть в «больше, больше, ещё больше санкций». Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель на встрече со своим российским коллегой прямо заявил: ЕС в расширении санкций участвовать не будет. Напомним, что и в ФРГ похожие настроения, хотя бы и на региональном уровне. 

Более того, в ЕС уже продумали, как поступить, если в ответ на их нежелание расширять санкции США станут настаивать: «Европейский Союз готов быстро и соразмерно отреагировать, если наш экспорт пострадает от ограничительных торговых мер Соединённых Штатов».

Причина банальна: деньги. Глава Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле утверждает, что потери РФ и ЕС с 2014 года превысили 100 млрд евро, 60 из которых потеряла Россия, и 40 — страны Европы. О соотношении потерь можно спорить, однако дело не в нём, а в том, что в Европе наконец-то начали оценивать последствия бездумной проамериканской позиции. 

Любопытно, что публикация «кремлёвского списка» не повлияла на решение рейтингового агентства Moody`s повысить кредитные рейтинги 19 российских компаний. Хотя среди владельцев этих компаний есть фигуранты этого списка.

В Сочи прошёл Конгресс сирийского национального диалога, собравший почти 1400 делегатов, представляющих этнические, религиозные и политические группы сирийского общества. Главным итогом Конгресса стало создание конституционной комиссии, задача которой — создать документ, способный примирить сирийское общество.


Следует отметить, что комиссия будет работать под эгидой ООН, чем минимизируются риски её непризнания. К примеру, Сирийская комиссия по переговорам отказалась приезжать в Сочи и заявила, что в случае одобрения ООН результатов Конгресса она также признает их результаты. Впрочем, даже отдельные её представители всё-таки приехали в Сочи, хотя и не регистрировались в таком статусе.


О том, что проблем с признанием комиссии и результатов её работы ждать не следует, говорит и активность КНР. «Китай готов к послевоенной реконструкции Сирии. Мы будем продолжать помощь в соответствии со своим потенциалом», — сообщил спецпредставитель правительства КНР по сирийскому урегулированию Се Сяоянь. Таким образом, Китай собирается участвовать в укреплении послевоенного сирийского государства, а вернее, своих позиций в Сирии и на Ближнем Востоке.