Любопытная рифма (т. е. смысловая перекличка) получилась у двух западных изданий — Spiegel и Bloomberg. Spiegel накануне выборов президента РФ пишет о роли Глеба Павловского не столько в приходе к власти Владимира Путина, сколько в создании «системы Путина» (так в статье), т. е. вертикали власти в масштабах страны. «Именно он создал миф о всемогущем, решающем все вопросы в одиночку Путине, который очень понравился электорату», — утверждают авторы материала.

Словно бы в ответ Bloomberg пишет о том, что выборы в Европе и США, состоявшиеся за 2–3 последних года, (якобы) привели к власти политиков, поддерживающих Путина. Вы тоже чувствуете, как Spiegel’евский миф о всемогущем Путине выходит за пределы государственной границы РФ и захватывает умы журналистов Bloomberg? Впрочем, это, скорее, печально: наблюдать, как два уважаемых издания сходят с ума и пытаются, что называется, сорвать хайп накануне выборов.

И вот ещё что. По большому счёту выборы — дело довольно интимное в том смысле, что волновать они должны в основном граждан тех стран, где эти выборы проходят. Но вот на практике так бывает редко, однако интерес к выборам в чужой стране обычно имеет оттенок региональности. Т. е. ожидаемо, что, скажем, в Лондоне посматривают, как проходят выборы в Шотландии (и наоборот). До последнего времени была только одна страна, выборы в которой становились частью глобальной повестки, — США. Мы с лёгкостью можем вспомнить, как противостояние «Трамп — Хиллари» заняло почётное место в федеральном телевизоре, потеснив Сирию и Украину.

Однако приходится констатировать, что и российские выборы стали таким вот глобальным аттракционом. Подчеркнём: являются им сегодня. Наверняка будут и следующие, ведь нас ожидает повторение 2008 года: выбор преемника. Но, возможно, спустя 1–2 электоральных периода после 2024 года российские выборы перестанут быть интересны всему миру.

Привлекают ведь не сами выборы. Кто-то симпатизирует нынешнему президенту России. Кто-то, подобно экс-заместителю помощника госсекретаря США Дэвиду Креймеру, рассказывает в интервью «Радио Свобода» о том, что Александр Лукашенко должен уйти. Не должен ли ещё уйти Си Цзиньпин, которого Всекитайское собрание народных представителей на днях приравняло к Мао Цзедуну? И который теперь, похоже, будет оставаться во главе КНР пожизненно, во всяком случае ограничения на количество президентских сроков в китайской конституции теперь нет. В общем, ждём откровений Госдепа, чего там глава КНР должен сделать.


Так вот. Привлекают не выборы, а то, как они повлияют на сверхдержавы и ключевых региональных игроков: усилят или, наоборот, ослабят? Так или иначе, именно с фигурой Путина связан тот факт, что российские выборы (как когда-то смена руководства партии и страны) вызывают общий неподдельный интерес всего мира.

Spiegel и Bloomberg это блестяще продемонстрировали.

«Сейчас понятно, что господин Скрипаль и его дочь были отравлены военным нервно-паралитическим веществом разработанного Россией типа. Он входит в группу нервно-паралитических веществ, известен как "Новичок"», — с таким заявлением выступила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Вряд ли выступление госпожи Мэй стало для кого-либо неожиданностью, ведь о вине России было сказано практически сразу же. Фактически единственная новая информация, озвученная премьер-министром, — название отравляющего вещества.

Для доказательств нашей невиновности (да, именно так) нам даются сутки, примерно как в остросюжетных кинофильмах. «Если со стороны России не последует заслуживающего доверия ответа, отравление Скрипаля будет считаться противозаконным использованием Россией силы на территории Великобритании». Оно с самого начала таковым считалось, вот уж напугали. К примеру, в ролике ниже приведена хорошая подборка цитат британских политиков.


Опять-таки непонятно, имеет ли смысл даже пытаться давать какие-то объяснения, если всё уже сказал государственный секретарь США Рекс Тиллерсон: «Приказ об отравлении бывшего российского шпиона в Великобритании явно поступил из России и, безусловно, повлечёт за собой последствия для РФ». Или известны случаи, когда люди такого ранга брали свои слова обратно и извинялись?

Хотя теоретически уместно было бы задать встречный вопрос: по какой причине завербованные западными разведками экс-сотрудники российских спецслужб, оказавшиеся на «непочётной пенсии» в Лондоне, словно сговорившись, мрут там от столь экзотических веществ? И не имеют ли к этому отношения спецслужбы самой Великобритании (или чьи-либо ещё)? О том, кто такой отравленный Сергей Скрипаль и почему он оказался в Лондоне, смотрим в видео.


К слову, журналист Максим Кононенко в Twitter пишет о том, что впервые в печати ОВ «Новичок» было упомянуто в 1992 году в материале «Отравленная политика». Даже само название составляло (по крайней мере, по инерции) государственную тайну, и в отношении автора материала Вила Мирзаянова было возбуждено уголовное дело по статье «Разглашение государственной тайны». Позднее оно было прекращено, а сам он эмигрировал в США.

Обвинения  в причастности к убийству были ожидаемы. Хуже, что всё это сопровождается теперь кампанией травли российских журналистов в Лондоне. Корреспондент НТВ Елизавета Герсон даже получила письмо с угрозами в свой адрес.

Снова-таки отметим, что если где-то и существует Spiegel’евский миф о всемогущем Путине, то, скорее, за пределами РФ. Истерия вокруг отравления очередного шпиона демонстрирует это как нельзя лучше.