К концу года стало окончательно ясно, что понятие «антироссийские санкции» претерпело коренные изменения. Да, они до сих пор действуют. Послы США и Франции в РФ в начале декабря в очередной раз дежурно сообщили, что «прогресс вокруг ситуации на Украине является непременным условием их отмены». Между тем нам давно известно, что это игра, в которой победить нельзя, ведь условия можно множить и множить. К тому же, когда дело доходит, скажем, до миссии ExoMars, нуждающейся в российском ракетном топливе (гидразине) для полёта на Марс, оказывается, что отменить санкции в ручном режиме можно без всякого прогресса по Украине. Решение об этом было опубликовано в официальном журнале ЕС 1 декабря.

Уже не впервые наши западные партнёры становятся не слишком принципиальными. Можно вспомнить, как в США аналогичным образом «раскрыли зонтик», давший возможность американским компаниям закупать российские ракетные двигатели. По этому поводу есть хороший анекдот о раввине, нашедшем в субботу кошелёк, полный денег: «Я начал истово молиться, и что вы думаете? У всех суббота, а вокруг меня четверг!»


Именно такие примеры провоцируют скандалы в странах Восточной Европы, в Италии, чьи компании вот уже несколько лет вынуждены мириться с упущенной прибылью от введения российских контрсанкций. В той же Чехии российский вопрос стал своего рода камнем преткновения для политической элиты страны. Даже осуждающие Россию политики вроде лидера партии ANO 2011 Андрея Бабиша говорят: «Санкции не заставили Россию уйти из Крыма… Теперь большой вопрос, что делать с ними дальше». Да что там Бабиш — президент Чехии Милош Земан позволяет себе и более серьёзные высказывания. Представляется, что организаторы и сторонники сохранения экономических санкций понимают: подобные ползучие протесты со временем перейдут в ползучее сотрудничество. Как, скажем, сотрудничала с СССР Финляндия, наплевав, что по этому поводу думают как в Европе, так и за океаном.

Или вот последний пример. СМИ сообщили о закрытии представительства Intel на Украине. С 1 декабря киевский офис, обслуживавший также Молдавию и Беларусь, ликвидирован, тогда как в находящейся под санкциями России таких офисов три, и закрываться они не собираются.

Поэтому, и как раз в этом заключается изменение, фокус наказания постепенно начал смещаться из сферы экономики в сферу престижа на международной арене. Хорошо это или плохо, однако он ценим руководством страны не менее экономических успехов.  

Что мы видим? Уже во время Олимпиады-2014 в Сочи со стороны Запада предпринимались отдельные попытки её блокады. Однако в то время речь шла о несистемных попытках. Сегодня это делается более чем системно: практически тотальные допинг-пробы в отношении российских спортсменов, лишение медалей задним числом, требование выступать под нейтральным флагом и одно из последних: нейтральная форма для спортсменов из РФ — на этом настаивает Международный олимпийский комитет.


Фактически Россию ставят перед угрозой планомерного и постоянно действующего бойкота её профессионального спорта, прикрывая этот бойкот байкой о «государственной программе допинга», т. е. системного принуждения спортсменов к использованию нелегальных препаратов.

Сможет ли Россия участвовать в Олимпиаде-2018, станет известно по результатам слушаний Исполкома МОК в Лозанне, которые начнутся уже сегодня.  

Руководство Беларуси, похоже, намерено создать ещё один госхолдинг — в этот раз табачный. К этому производителей подталкивает руководство республики, а его — возможности получить дополнительный экспортный доход в валюте. «Ко мне даже в последнее время обратились заграничные предприниматели о том, что наши предприятия не хотят продавать продукцию на экспорт. Есть большие ниши, даже в Европейском союзе. Они нам выгодны. Почему мы не хотим их заполнять?»  интересуется Александр Лукашенко.

Ответы на этот вопрос могут быть очень разными, вплоть до того, что производители могут быть загружены заказами контрабандистов и физически не могут ничего производить для легального экспорта.

Так, литовские пограничники недавно пресекли попытку ввоза сигарет на плотах, оборудованных GPS.


Впрочем, компания «Энерго-Оил» (Гродненская табачная фабрика) готова работать над созданием единой товаропроизводящей сети, отправляя её продукцию на внутренние и внешние рынки. Такое заявление её представители сделали во время обсуждения проблемы с президентом РБ. В модернизацию фабрики обещано вложить 122 млн Br.

Зарплата белорусских бюджетников даже в будущем году не преодолеет намеченный прогноз в 1000 Br. Как заявила министр труда и соцзащиты Ирина Костевич, потолок для бюджетников в 2018 году составит не более 760 Br. В правительстве объясняют это тем, что ранее названная 1000 Br/мес считалась как среднеэкономический показатель и не разбивалась по отраслям.


На выходных стали известны подробности мер, которыми Россия намерена ответить на лишение аккредитации телеканала RT. По словам официального представителя МИД Марии Захаровой, планируется ограничить доступ в Государственную Думу для ряда СМИ. А вернее, примерно для 10 СМИ из США. Их полный перечень пока не известен. По предварительной информации, «на выход» следует готовиться «Радио Свобода», «Голосу Америки», порталу «Настоящее время». Впрочем, Захарова пообещала, что даже иноагенты сохранят аккредитацию в МИД.

В свою очередь минюст собирается зарегистрировать первых иноагентов уже в течение недели — накануне полномочия министерства были расширены. Ему поручено вести реестр таких СМИ и НКО.

Первыми на это отреагировали даже не в США, чьи СМИ вскоре попадут под действие нового российского закона, а в Латвии. Местные националисты намерены объявить иноагентами все российские СМИ без исключения. Правда, пока что это намерение находится на уровне петиции с требованием принять соответствующий закон.

«Мы уже отправили письмо с нашим предложением в Сейм. Однако если нам удастся собрать необходимое количество подписей, латвийский парламент будет обязан заняться этим вопросом. Мы считаем, что российские телеканалы напрямую связаны с Кремлём и пытаются подорвать единство Евросоюза и НАТО. Статус иноагентов значительно ограничит их деятельность», — заявил член правления Латвийской социал-демократической рабочей партии Раймонд Лейниекс-Пуке.

Кроме того, националисты требуют от телекоммуникационной компании Lattelecom переместить российские телеканалы в более дорогие пакеты услуг.