Любопытным событием прошлой недели можно считать активизацию партийного строительства. Нет, партии в Беларуси периодически создаются. Однако пророссийских партий там не было, пожалуй, с 90-х: считалось, что это направление олицетворяет сам Александр Лукашенко

В числе требований оргкомитета партии — углубление интеграции и реализация положений союзного договора. Оппозиционные белорусские СМИ трактуют это как «инкорпорацию нашей страны в состав соседнего государства как единственно возможный геополитический выбор». 

«Союз» существует в Беларуси как минимум с 2019 года, однако в виде гражданской инициативы. Трансформация же инициативы в партию может означать как общую активизацию партийной жизни на фоне вероятной смены власти в ближайшие годы, так и стремление пророссийских сил сепарироваться в политическом спектре белорусской политики. 


Конкурировать с ним, вероятно, станет «Белая Русь», если решение о переформатировании движения в партию (а такие разговоры ведутся уже не первый год) всё же будет принято. 

Все эти годы «Белая Русь» занимала лояльную власти позицию. Однако теперь различные группировки в околовластном окружении могут начать конкурировать за место «главного партнёра РФ». 

Похоже, что одним долгостроем среди российско-белорусских проектов всё же станет меньше. С 1 ноября, как обещает госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, союзный роуминг начнёт работу в тестовом режиме. «По роумингу отмечен был явный прогресс. С 1 ноября [страны] переходят на тестовый режим по новой системе тарификации. Это не отменяет полностью тарифы на роуминг, но резко сокращает их стоимость: достаточно сказать, с 30 центов до 1,5. Сейчас посмотрят, как это будет работать, потом дальше будут развивать эту тему в направлении отмены роуминга, насколько это будет возможно, потому что там всем операторам надо просчитать свои издержки, которые связаны с этим, формы компенсации этих издержек и так далее. Но уже прогресс есть, и тут мы должны сказать спасибо нашим министрам связи, которые вообще достаточно продуктивно, эффективно над этим работают». Тестовый период продлится два месяца, т. е. до конца текущего года, после чего планируется полностью отменить даже минимальную оплату интерконнекта. 


Отметим, что 30 центов за связь с российскими абонентами платили граждане РБ, тогда как российские операторы уже давно предлагали более щадящую стоимость звонков (максимум 19 центов). Тем не менее снижение стоимости минуты всё равно ощутимо. Таким образом, одну из дорожных карт к интеграционному соглашению можно считать практически выполненной. 

Снижение стоимости связи с 1 июля 2021 года будет запущено и в ЕАЭС. «Если коротко, то комиссия предлагает обеспечить плавный переход к ценам на услуги связи в роуминге на уровне домашних тарифов к началу 2025 года, но по решению государств союза этот срок может быть сокращён», — пояснила помощник председателя Коллегии ЕЭК Ия Малкина. Текущий же план предусматривает снижение тарификации связи в роуминге с июля 2021 года до 90 % от действующей платы. Затем, с 1 января 2022, 2023 и 2024 годов тарификация будет снижена до 70, 40 и 20 % соответственно. После чего, с начала 2025 года, будет обнулена. 


А вот пассажирское сообщение между двумя странами, так толком и не восстановленное после карантинных ограничений, могут снова сократить — по той же причине. Об этом сообщил Григорий Рапота: «Если у нас будет резкое, а оно сейчас есть, возрастание числа заражённых, то, боюсь, мы не только не запустим поезд [между Москвой и Минском. — СОНАР-2050], а может быть, ещё и сократим другие пассажиропотоки». Речь, по-видимому, о пассажирском авиасообщении, которое снова заработало только в конце сентября. 

Возможно, как раз поэтому (чтобы не провоцировать РФ на более жёсткий контроль российско-белорусского пассажирского трафика) Беларусь сама ввела новые правила транзита иностранных граждан через свою территорию. В частности, транзитным пассажирам теперь требуется подтверждать, что они не задержатся в РБ дольше, чем на 24 часа. 

24 октября стало известно, что департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС РБ (Госатомнадзор) выдал БелАЭС разрешение на энергетический пуск атомной станции. Тем самым департамент подтвердил готовность станции к началу работы, основываясь на итогах предпусковых испытаний и проверок. 


Впрочем, нельзя говорить, что специалисты департамента принимали такое решение самостоятельно и опираясь только на собственное мнение. 21 октября стало известно об одобрении энергетического пуска со стороны Московского центра Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих атомные электростанции. «На основании наблюдений, собеседований и рассмотрения документации эксперты не выявили каких-либо недостатков, которые могли бы стать препятствием для безопасного пуска первого энергоблока белорусской атомной электростанции», — говорится в сообщении пресс-службы ВАО АЭС.

Напомним, что управляемая цепная реакция на станции (физический пуск) была запущена ещё 11 октября. Однако даже после энергетического пуска (т. е. после начала выдачи станцией энергии в энергосистему Беларуси) ей ещё предстоит период выхода на полную мощность, для станций такого типа занимающий обычно несколько месяцев.  

Премьер-министр Беларуси Роман Головченко во время заседания правительства сделал заявление, которое можно расценивать как подготовку почвы для просьбы об очередном кредите со стороны РФ. «Без роста инвестиций в основной капитал рост экономики опережающими темпами для нашей страны невозможен», — определил он основную задачу правительства, указав на «триаду вопросов», мешающих эту задачу решить: неустойчивое финансовое положение, высокий уровень закредитованности и недостаток собственных оборотных средств у реального сектора экономики. Впрочем, эту триаду можно охарактеризовать и короче: деньги-деньги-деньги. 

Проблема в том, что основным инвестором в Беларуси вот уже многие годы являлось государство. Однако в целом здравая идея о развитии одних отраслей, а затем (за счёт роста их прибыли) — других не сработала из-за череды экономических и политических кризисов. В итоге государство не может вкладывать в развитие и испытывает сложности с обслуживанием долга, а предприятия без оборотных средств и кредитной подпитки не могут облегчить положение государства. 

Заявление Головченко также говорит о том, что он не собирается отклоняться от привычного курса главы государства: приватизация на повестке дня не стоит. Нужны инвестиции, а не инвестор. А раз так, то единственный источник таких инвестиций — межгосударственные кредиты (в первую очередь кредиты РФ). 

Первый заместитель премьер-министра Беларуси Николай Снопков совершил визит в Ленинградскую область с целью изучения переориентации белорусских грузов из портов Прибалтики в порты Северо-Запада РФ. «Для России и Белоруссии это важный политический и экономический проект. Для Ленобласти новые грузы — это дополнительные налоговые поступления, рабочие места и возможности для развития территорий», — прокомментировал этот визит губернатор области Игорь Дрозденко. Между тем в Клайпедском порту предпочитают думать, что белорусские экспортёры никуда от них не денутся. Более того, там уверены, что превзойдут показатели перевалки грузов 2019 года. Так, управляющий портом Альгис Латакас уверен, что экспорт через порты Ленобласти невыгоден, а в ряде случаев и затруднён из-за отсутствия терминалов насыпных грузов под белорусские объёмы.


Отметим, что долгое время похожие комментарии звучали и в отношении порта Усть-Луга, который теперь переваливает более 100 млн тонн грузов в год. Причём ушли эти 100 млн тонн как раз из портов Прибалтики. Что же до белорусского транзита — эту тему мы вскоре разберём в отдельном исследовании.