Долгое время казалось, что в основе нашего противостояния с Западом лежат исключительно деньги. Даже конкуренция образов жизни и характеров мировосприятия считалась лишь чем-то второстепенным. В конце концов, и там и тут речь ведь идёт о стремлении людей к более свободной и обеспеченной жизни. Если на то пошло, перебравшиеся в западные страны наши эмигранты устраиваются вполне себе нормально, и эмигранты оттуда не хуже устраиваются у нас. Значит, всё дело лишь в вопросе границ миров как комплексов мировосприятия. США в погоне за глобальным контролем над экономикой навязывают нам «западный мир». А так как два мира в одной стране и у одного народа спокойно сосуществовать не могут, то проигравший должен в песках истории полностью потеряться. Всё бы ничего, только процесс этот носит далеко не академический характер.

Столкновение миров всегда оборачивается гражданской войной, что более чем наглядно демонстрируют события февральского Евромайдана 2014 года на Украине. Там ведь не просто украинцы воюют с русскими, там с оружием в руках за одну и ту же территорию столкнулись разные культурные общности, которые правильнее будет называть традициями. Одна прозападная, «за самостийную и незалежную Украину в составе Европейской цивилизации» (точнее, за право «украинского народа» к «западной» традиции присоединиться), а другая теперь получила условное, но пока до конца не оформившееся и не устоявшееся понятийное обозначение — Русский мир.

События последних трёх лет не только на Украине, но и в Сирии, в целом на Ближнем Востоке, в Азии, как, впрочем, и в Евросоюзе, позволяют полагать, что от глухой обороны Русский мир постепенно переходит в контрнаступление, что изрядную долю общественности наполняло радостью. Дело пошло хорошо, в остальном дайте только срок.

Американская мировая гегемония рушится, Вашингтон чует приближающееся поражение и отчаянно пытается помешать успехам нашего телеканала Russia Today. Впрочем, не только ему. Как сказала представитель МИД Мария Захарова, давление усилено на всё «русское», от информационного агентства ТАСС до каждого журналиста персонально. Отказывают в аккредитации. Не продлевают визы. Заносят в разного рода ограничивающие списки.

От того история с выступлением российского школьника из новоуренгойской гимназии (на фоне нашего вроде бы победного идеологического наступления на западный мир) вызвала эффект разорвавшейся бомбы, ярко высветив глубинную суть проблемы — мы ещё сами не понимаем свой Русский мир. Вот и тот парень, по всей видимости, или говорил о вещах, которые не понимает, в которых не разбирается, правильной оценке которых его не научили ни семья, ни школа, или стал жертвой манипуляции со стороны организаторов мероприятия.


Когда внезапная смена обстоятельств потребовала от него самостоятельных действий, а «старших товарищей» рядом не оказалось, у мальчишки из всего текста остались только эмоции, индивидуальные страдания «одного маленького человека», которого должно быть безусловно жалко. Всегда. А что в процессе потерялась связь с общей картиной мира, с конвой происходивших исторических событий и вообще системность мировосприятия, так ведь ничему из перечисленного «семья и школа» его не научила.

Если Русский мир не является безусловной и понятной ценностью даже для нас, то как и за что его может начать любить или ценить кто-то в других странах?

«Мягкая сила», или То, чего нет

Часто возрождение Русского мира связывают с успехами каналов Russia Today и Sputnik, якобы транслирующих идеи этого мира западной аудитории. Но в действительности это не совсем так. Да, мы успешно показываем свой взгляд на международные события. Он сильно отличается от «западного» и, судя по росту размеров аудитории (по данным Ipsos, на 2016 год достигшей 35 млн чел.), пользуется популярностью. Однако при этом касается он не какого-то Русского мира, а громких международных или строго внутренних событий зарубежных стран. Подчёркиваю, зарубежных, а не того, что происходит у нас дома.


Про действительно Русский мир там совсем немного: тоже в основном либо про политику, либо про успехи российской армии в Сирии, либо про новые российские вооружения, раз за разом демонстрирующие своё превосходство над американскими.

Пока на Ближнем Востоке идёт война, она является хорошим источником яркой и эмоционально привлекательной медийной картинки. Весь мир видит, как мы буквально за шесть месяцев переломили ситуацию.

Публика любой страны сегодня любит победителей, а в войне на Ближнем Востоке (откуда сейчас идёт абсолютное большинство репортажей) однозначным победителем является Россия, а не Франция, Великобритания или США.

Вот местные обыватели там и хотят себе в президенты «такого, как Путин». Чтобы их страны стали бы такими же могучими и так же лихо «нагибали» весь остальной мир (включая и Россию, между прочим).

Ну и где же тут продвижение Русского мира? А нигде! Пока привлекательность Русского мира держится только на очаровании от его грубой силы. «Мягкая сила» — нечто совсем другое, и её у нас пока практически нет.


Популярные российские медиаканалы за рубежом если и транслируют Русский мир, то только одну его составляющую — военную. Это скорее отталкивает зрителя от России, чем привлекает.

С чего началось поражение СССР

Принято считать, что понятие «мягкой силы» (Soft power) придумал американский политолог Джозеф Най в начале 1990-х годов. В одной из своих опубликованных работ он противопоставил её «жёсткой силе», когда геостратегические цели достигаются прямым силовым (армия и спецслужбы) или экономическим (торговые эмбарго, финансовые санкции) давлением. В отличие от них «мягкая сила» обеспечивает достижение победы через любовь и признание морально-этического превосходства. Ваша страна достигает своей цели за счёт признания вашего лидерства в культурных ценностях, образе и стиле жизни, а также материальном благосостоянии.

По большому счёту никто в мире не владеет абсолютным знанием о том, как надо жить правильно, чтобы безопасно, комфортно и богато. Коммунизм, феодализм, капитализм, колониализм — всё это лишь варианты способов достижения цели. Далёкие от идеала и всегда тяжёлые в исполнении. По крайней мере, для самих исполнителей. От того в мире столь популярно мнение, что хорошо жить там, где нас нет. Концепция «мягкой силы» использует это мнение для позиционирования своей страны как места, где жить безусловно хорошо и где сосредоточено всё лучшее. Образование. Армия. Медицина. Наука. Дороги. Заводы. Магазины. Гражданские свободы и просто бытовые порядки. В общем, буквально всё.

Правда, по собственному опыту скажу, что придумал всё это не Най, он только ёмко сформулировал и запустил в публичный оборот. Концепцию в США придумали значительно раньше и впервые масштабно пустили в ход в 1980 году во время знаменитой летней Олимпиады в Москве.

Нет, это вовсе не продажа диковинных для советских граждан того времени «Кока-колы» и «Фанты». Всё делалось тоньше и эффективнее. Вместе с небольшим количеством американских товаров, запомнившихся только двумя необычными напитками, в СССР появилось множество западных глянцевых журналов «про жизнь», специально выпускавшихся для СССР разного рода обществами дружбы или культурного обмена.

Ключевых качеств в них было всего два. Они вообще не говорили о политике, и они практически абсолютно правдиво рассказывали о том, как живут «обычные люди» на Западе. Чаще всего в США, хотя мне доводилось видеть и издания про быт Франции, Великобритании и ФРГ. Почти правдиво в том смысле, что демонстрировали жизнь только среднего класса, подводя читателя к мысли, что раз так выглядит быт 70-72% населения (именно столько достигала доля среднего класса в западных странах), то значит, так там живут вообще все. Или ещё богаче.


Мне не удалось найти в интернете именно те картинки, но эта по эмоциональной подаче очень близка к ним. Счастливая семья. Тогда её показывали обязательно с двумя, а то и тремя детьми. Всегда свой просторный дом в выигрышном ракурсе. Обязательно минимум одна, чаще две машины. В общем, от одного взгляда читателю сразу хотелось жить так же. Потому что ЭТО лучше. Потому что ТАМ лучше буквально ВСЁ. Жвачки, йогурты, техника, газоны, штаны, ботинки, вежливость и уважение к закону в сочетании с уважением к свободе граждан со стороны государства, при этом ещё и как-то умеющего хорошо справляться со своими обязанностями по поддержанию порядка и социальному обеспечению.

Причём, кроме некоторой тенденциозности подачи, обмана в этом было очень немного. К среднему классу на Западе тогда действительно относились каждые семь человек из каждых десяти. Они на самом деле жили так или практически так. И хоть оно и не говорилось прямо, но любому читателю было очевидно, в какой высокой степени эти люди гордятся именно своим образом жизни, насколько сильно они его ценят и искренне убеждены в его безоговорочном превосходстве над любым другим.

На искренность и яркость граждане Советского Союза в конечном итоге и купились. Сначала в виде подсознательного признания превосходства чисто бытовых моментов западного образа жизни, а потом постепенно и всего западного образа жизни в целом.

Итогом стало признание превосходства Запада буквально во всём, включая специфику мировосприятия, механизм устройства государства и его политической системы. Сформировалось убеждение, что переход на западные стандарты автоматически обеспечит такой же высокий уровень жизни, как на глянцевых картинках. Если для этого необходимо снести что-то построенное в собственной стране, то так тому и быть. Результат того стоит. Даже если снести надо будет всё. Сами того не замечая, советские люди признали вторичность, ущербность и неправильность советского образа жизни в целом, а значит, и никчёмность любых имевшихся у них тогда социальных завоеваний. В любом случае считалось, что «за рубежом» всего больше и оно лучше.

«Мягкая сила» означает формирование позитивного восприятия «своего» образа жизни, мироощущения и мировосприятия, в первую очередь у собственного населения, искренность убеждений которого в конечном итоге и привлекает представителей других стран и культур.

А с теми, кому активно симпатизируют, обычно не воюют. Наоборот, на них стараются стать похожими, пытаются перенимать их черты, взгляды и образ жизни. Последовавший всего через десяток лет распад СЭВ, ВД и, собственно, СССР обоснованность этих выводов наглядно подтверждает.

Стратегия без наполнения пуста

Нельзя сказать, что российское руководство важности и нужности инструмента «мягкой силы» не понимало, особенно после второго украинского Майдана. Ещё летом 2014 года МИД РФ и Россотрудничество представили Владимиру Путину проект «Комплексной стратегии расширения гуманитарного влияния России в мире». Судя по содержанию периодически появляющихся в открытых источниках отчётов МИД, этот документ был принят и в настоящее время реализуется.

Его полного текста в интернете нет, но по материалам печати и возникшей тогда дискуссии общее представление о документе составить можно, и оно, скажем так, неоднозначно. Основной упор в нём предполагается делать только на внешней стороне вопроса. «Мягкая сила» сводится лишь к чисто техническим примитивам: открыть ещё радиостанций, расширить объём вещания телеканалов, увеличить число разного рода официальных культурных мероприятий вроде выставок картин российских музеев, провести больше «русских дней», например, посвящённых признанным в мире русским классикам литературы, поэзии, театрального искусства, классической музыки или балета. На что государство должно выделить дополнительное финансирование, так как главная причина происходившего после 1991 года отступления границ Русского мира во всех регионах планеты сводится лишь к острому недостатку денег.

При этом явно упускается хотя бы тот факт, что за 23 года с момента провозглашения Украиной своей государственной независимости Россия в виде прямых инвестиций, дотаций, ценовых преференций (в том числе на энергоносители), списания долгов, поставок оборудования, льготных условий целевого кредитования и прямой финансовой помощи вложила в украинскую экономику 250 млрд долларов (более чем по 10 млрд в год), но не получила успешного продвижения там идей Русского мира. В то время как, по словам Виктории Нуланд, США «в развитие институтов демократии на Украине» с 1991 года вложили всего 5 млрд долларов и в конечном итоге сумели от Русского мира эту страну оторвать.


Значит, дело тут совсем не в деньгах. Конечно, бюджеты свою роль играют, но даже очень большие деньги не в состоянии заменить собой отсутствие привлекательной для людей идеи. Нет, технически совсем не сложно подрядить десяток-другой профессиональных студий и снять некоторое количество эмоционально ярких видеороликов, придумать несколько броских слоганов, но если в безусловность преимущества нашего образа жизни для нас не верим мы сами, то никакие достижения платных креативщиков не смогут заставить очароваться Русским миром кого бы то ни было ещё. А расширение культурного обмена школьниками чаще всего будет иметь тот же результат, как этот скандальный случай в Бундестаге.

Дело не в том, что школьник с трибуны забыл текст или перепутал фразы. Дело в том, что декларируемый с высоких трибун Русский мир — это вовсе не его мир, не мир, с которым он прочно и неразрывно ассоциирует себя и которым искренне гордится. А если не гордится он, то как желание стать к нему хотя бы причастным может возникнуть у кого-то ещё?

Можем ли мы открыть больше телеканалов или сайтов в интернете? Легко. Это чисто техническая задача. Но вот, кроме нашего взгляда на зарубежные события, им будет рассказывать особо нечего. Любви к нам именно как к миру, как к мировосприятию, как к мироощущению, как к системе ценностей и базовых понятий, как конкретному образу жизни, причём образу заведомо более правильному, чем их собственный, это не прибавит совершенно никак.

Роль русского языка

Собственно, всё это более чем убедительно подтверждается развитием событий в бывших советских республиках. Поначалу запущенный как чисто бюрократический (как говорят, вторые секретари захотели стать генеральными, пусть даже только у себя дома) распад СССР, казалось, мало где угрожал «русской» ментальной общности ещё недавно единого народа. Ну сменили флаги, перерисовали гербы, переписали гимны, но суть людей ведь осталась прежней. Той самой, которая на последнем референдуме о дальнейшей судьбе СССР толкала граждан высказаться за его сохранение. Но вскоре им всем потребовалось задуматься над вопросом: для чего эта независимость нужна? И с этого момента начались сложности. И для них, и для идей Русского мира.

Важно понимать, что процесс затронул не столько внешние атрибуты, сколько фундаментальные основы мировосприятия, языком только отражаемые. Взять, например, такое понятие, как победа. В русском каждый отдельный «я» может победить только в прошлом. Я победил. Но никак не в будущем. Будущая форма индивидуальной победы у нас вообще не существует. Я «победю»? Я «побежу»? Так не говорят. Даже вошедшее в оборот официальное «я одержу победу» или «я добьюсь победы» по сей день звучит и воспринимается инородно.

Фундаментальная понятийная психология русского языка предполагает, что победить в будущем можем только мы, все вместе, в сообществе, в команде, в группе, но никак не единолично. В этом «мы» уходят на второй план прочие различия: в росте, весе, поле, национальной или этнической принадлежности. Зато появляется общее поле фундаментальных понятий, от философских, вроде добра и зла, до технических и даже чисто бытовых. Даже экономически единство языка — это не столько возможность ведения бизнеса в кинематографе или книгоиздании, сколько сохранение и приумножение инженерно-технической культуры. В то время как в абсолютном большинстве европейских языков, включая английский, «я победю» звучит и воспринимается совершенно естественно. Потому что там в основе их традиции лежат другие императивы.

Как показывает практика, даже там, где безобразные игры в национализм привели к отрицанию русского языка, техническая литература по-прежнему остаётся русской. Попытки придумать свои национальные технические языки везде закончились полным провалом. Впрочем, там, где в этом национальные элиты переусердствовали, началась и прямая инженерно-техническая деградация общества, а там, где, как в Беларуси, процесс далеко не зашёл и языковая общность сохранилась, и с промышленностью дела тоже обстоят хорошо.

Русский язык формировал фундамент Советского Союза не потому, что он русский, а потому, что именно русские несли в прочие регионы дороги, свет, связь, заводы и науку. У местных не существовало слов для обозначения той огромной массы всего полезного, чем оборачивалось объединение с Россией на практике. Включая совершенно частный бытовой уровень.

Почему нам привили негативный образ мыслей

Но жить вечно на одной ностальгии невозможно. Делать ставку на продвижение только языка означает с самого начала ограничиваться лишь очень узкими группами отдельных фанатиков, желающих почитать Пушкина в оригинале. Если на то пошло, даже такая глыба русской классической литературы, как «Война и Мир», изначально была написана преимущественно вовсе не на русском, а на французском языке.

Именно потому «наши зарубежные партнёры» сегодня больше всего сосредоточиваются на дискредитации Русского мира как прежде всего мира, для людей успешного. Абсолютно все иностранные НКО как в России, так в особенности в постсоветских республиках, сосредоточены исключительно на выискивании и максимальной медийной драматизации одних только наших ошибок, недочётов и недостатков.

Благодаря такой избирательности они формируют у аудитории строго негативное эмоциональное восприятие России как страны, русских как народа и Русского мира как совокупного понятийного пространства. Русские построили самый передовой в мире атомный ледокол? Он никому не нужен/на Западе есть лучше/он утонет. Что русские вообще способны сделать передового и хорошего, кроме автомата Калашникова, который, кстати, им тоже достался из давно рухнувшего СССР/является копией немецкого автомата! Всё передовое в мире — западное. Компьютеры. «Айфоны». Программное обеспечение. Станки. Особенно роботизированные. Самолёты. Вообще всё. О каком единении можно мечтать с таким Русским миром. Только Запад. Ну, на худой конец, можно ещё посмотреть на Китай. Словом, хорошо может быть где угодно, только не у русских и уж точно не в Русском мире.


Следует отметить, что в тех республиках, где удалось разрушить промышленность, эта западная стратегия имеет успех. Среди населения она позволяет формировать следующий понятийный слой неприятия. Русские свой Русский мир зачем к вам хотят расширить? Все знают, что они все нищие, живут ещё беднее вас. Если вы с ними подружитесь, то они придут и заберут то немногое, что у вас ещё осталось. Так что самое лучшее, что вы можете сделать, это попытаться вообще отказаться от любого контакта с русским языком и даже от использования русского алфавита.

А там, где воюют с языком, автоматически воюют и с его носителями. Чаще всего даже в буквальном смысле. Пример тому Украина. Впрочем, гонения на «русских» свойственны не только ей. Хоть и не в прямой вооружённой форме, давление на них существует в каждой республике Средней Азии.

А так как носители русского языка чаще всего оказываются ещё и основой инженерно-технической культуры, то закономерным итогом процесса становится общая промышленная деградация регионов. Тут весьма показательным оказывается итог сравнения результатов «национальной политики в отношении русского языка» в Средней Азии, Беларуси и на Украине.

Другой вопрос — что с этим делать дальше. Если по уму, то выбора ни у кого никакого нет. Не только у РФ, но и у постсоветских республик тоже. В текущих геополитических условиях только тесная взаимная интеграция (например, в виде ЕАЭС, ОДКБ, Союзного государства) является единственным вариантом экономического выживания и успешности противостояния внешнему поглощению. Как политико-экономическому со стороны Запада, так и религиозному со стороны Ближнего Востока. Причём сама интеграция невозможна без глобальной синхронизирующей роли языкового единства, то есть русского языка как общей объединяющей основы. Но именно основы, а не базовой самоцели.

Так что же делать?

В определённом смысле задача продвижения Русского мира действительно требует расширения бюджета. Но не столько для насильственного стимулирования международного обмена, сколько для популяризации наших реальных успехов и формирования целостной позитивной картины в первую очередь среди населения собственной страны.

Если на то пошло, в тех местах, где мы своё преимущество не просто на рекламных баннерах показали, а продемонстрировали однозначно и убедительно, там с продвижением нашего мира дело обстоит более чем хорошо.

Мы спасли Сирию от уже, казалось бы, неминуемого поражения и помогли ей разгромить террористов, а также наладить начало мирного переговорного процесса с «умеренными», и в мире сегодня сложно найти более симпатизирующий нам регион. Там бурными темпами открываются школы русского языка, там интересуются нашей культурой, нашими взглядами, нашим бытом, нашим образованием и техническими достижениями. С нами хотят дружить, торговать и сотрудничать. Без всякого давления с нашей стороны русский в Сирии стал вторым государственным языком официально. России остаётся процесс только поддерживать и оформлять практически.

А вот в других местах с этим делом проблема. Потому что про замечательный Русский мир они слышат, но видят мир совершенно другой. Что показывают российские телеканалы, даже в пакетах, ориентированных на иностранного зрителя? В общем, то же, что они показывают для внутреннего потребления, — «скандалы, интриги, расследования».

Тем более что оснований для гордости в России хватает и без учёта военных побед. Открываются новые заводы, в том числе гигантские промышленные комплексы, строятся новые аэропорты, морские порты, космодром, дороги, школы, больницы и так далее. Создаются новые образцы техники, двигается вперёд наука. Рассказать об этом в рамках статьи невозможно, но посмотреть можно, например, вот здесь.

Популяризация достижений современной России — огромный фронт работы. Но задача не является простой, как может показаться на первый взгляд. Уж очень инертно общественное сознание, которое привыкло подмечать только плохое и ждать неминуемой гибели всего. Впрочем, недавно в прессе появилась информация о том, что Администрация президента начала разворот информационной повестки с негативной на позитивную. И, кстати, это почти сразу стало заметно по выпускам вечерних новостей того же Первого канала. Но насколько твёрдой окажется эта тенденция и не завершится ли сразу после президентских выборов 2018 года, мы пока не знаем. А ведь для того, чтобы всерьёз поменять отношение к России как среди самих её граждан, так и среди иностранцев, нужны десятилетия упорной, эффективной работы, а не сиюминутная политическая мода. Будем надеяться, что мы наблюдаем именно начало такого системного процесса.