Накануне ожидаемого подписания интеграционного соглашения президентами России и Беларуси СМИ выказали повышенный интерес к результатам исследования Центра пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО. В нём белорусам предлагали ответить на вопрос, какой формат отношений между РФ и РБ предпочтительней (союз государств, партнёрство, нейтральные отношения). 

Как это обычно бывает, СМИ, а также комментаторы вроде телеграм-канала «Незыгарь» сконцентрировались не на том. Дело совершенно не в том, какой процент опрошенных высказался в пользу союзного формата отношений (90 %, как утверждают организаторы) или против. Не столь важно даже, насколько правильно (по мнению критиков) проводился этот опрос. Важны ровно 2 момента:

  1. О похожем исследовании со стороны противников СГ мы уже писали в наших обзорах. Как нетрудно заметить, они ведут свои наблюдения как минимум с начала 2018 года, т. е. как раз с того времени, как на этом направлении произошла активизация разного рода грантовых структур, работающих в т. ч. на развал союзной интеграции. Отсюда вопрос: почему подобные исследования не проводятся на постоянной основе с нашей стороны и почему нам приходится искать контраргументы к цифрам противников вместо того, чтобы опираться на свои.
  2. На самом деле с нашей стороны есть цифры куда как твёрже — результаты референдума в Беларуси (1995). И на нём в пользу союза высказалось как раз 90 % белорусов. Правда, срок у этого наказа избирателей уже почтенный.

Видимо, опросом этот наказ планировалось актуализировать. Но вышло, скорее, наоборот. Потому что любая (союзническая, социологическая) этика предполагает, что подобные опросы должны проводиться в партнёрстве с какой-либо местной структурой. Иначе получается не опрос, а аттракцион. 


Сложно поверить в то, что за 24 года поддержка союза с РФ не изменилась ни на процент, учитывая, что и сами главы государств признали: союзный договор существует, но не работает. Поэтому навскидку вреда от такой социологии больше, чем пользы.

И это при том, что  интеграционному соглашению и без того хватает скандалов. Один из них невольно спровоцировал посол Беларуси в РФ Владимир Семашко. Выступая на ХIV международной конференции «Евразийская экономическая интеграция», он заявил: «Президенты договорились, что цели были заявлены грандиозные ещё в 1999 году, и они не должны меняться. Это переход на унифицированное налоговое законодательство, создание единых рынков нефти, газа и электроэнергии, создание единого парламента и правительства с определёнными полномочиями, когда независимые Россия и Беларусь отдают наверх определённые управляющие функции с обязательным исполнением».

СМИ интерпретировали это в том смысле, что президенты двух стран планируют создание совместного правительства и парламента уже сейчас. Не помогло даже оперативное опровержение от пресс-секретаря посла Олега Мазуры.   


К примеру, вот так описало ситуацию одно из наиболее рейтинговых украинских онлайн-изданий спустя более чем сутки после опровержения.

Не стоит это недооценивать. Переговоры ведутся в режиме секретности, а значит, СМИ охотно работают со слухами и даже откровенным перевиранием фактов  писать-то им что-то надо. 

Но вернёмся к поддержке идеи союза. Чем её подпитать? К примеру, вот чем.

«В 2020 году ЕАБР намерен выделить 10 млрд руб. на условиях беспроцентной рассрочки оплаты по схеме товарного кредита для региональных операторов капитального ремонта на срок до 60 месяцев», — говорится в сообщении пресс-службы банка.


10 млрд рублей  это 5 тысяч лифтов. В качестве поставщика лифтов планируется привлечь «Могилёвлифтмаш»: сам проект разрабатывался совместно с ЕАБР, посольством РБ, Общественным советом при министерстве строительства РФ. Для предприятия такой заказ  примерно 4-месячный объём производства. Причём скандалов на фоне конкуренции не предвидится: всего, по оценке министерства, в России пришла пора менять порядка 95 тыс. лифтов.

Сегодня мантра «90 % белорусов  за союз» скорее вредит реальной интеграции, а помогают как раз вот такие проекты. Не нужно бояться, что в реальности за СГ окажется 89 %, 80 % либо ещё меньше граждан Беларуси, ведь даже опросы противников пока фиксируют, что таковых более 60 %. Нужно спокойно это признать и работать над увеличением сторонников.