Безусловно, новость дня, оттесняющая куда-то вбок изрядно надоевшую возню с дипломатами и «Новичком», — старт строительства АЭС «Аккую» в Турции. Как обещают, её пуск состоится уже в 2023 году, что неимоверно быстро, как правило, от начала строительства до энергопуска проходит 8–10 лет.
«Аккую» примечательна тем, что станет первой экспортной АЭС с энергоблоками типа ВВЭР-ТОИ (известны также как ВВЭР-1300). Их и в России-то пока немного.
ТОИ означает типовой оптимизированный и информатизированный [проект двухблочной АЭС с реактором ВВЭР-1300]. Впрочем, это не означает, что блоков обязательно должно быть 2. У «Аккую», к примеру, 4, т. е. её суммарная установленная мощность будет равняться 4800 МВт.
Блоки
на 1200 МВт не новинка, но ВВЭР-ТОИ привлекает не ими, а безопасностью. Например, вот перечень того, что станция может выдержать.
К
тому же на одной загрузке топлива станция может работать 18 месяцев, а удельные
капзатраты составляют всего 2305 долл./кВт (для сравнения: в Беларуси при
строительстве ГЭС ориентируются на затраты <2750 долл./кВт).
Кроме того, во время встречи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана стороны договорились о
закупочной стоимости комплексов С-400. США, конечно же, не могли не встрять и
не напомнить, как они против этой сделки. Теперь ссылаются на то, что
производитель комплексов («Алмаз-Антей») подпадает под действие санкций. Правда, действенных способов её срыва пока не
просматривается. Мог бы помочь старый добрый переворот, но тут США свой шанс
упустили в 2016 году.
На британском информационном фронте пока позиционное затишье. Специалистам лаборатории Porton Down не удалось доказать российское происхождение пресловутого газа (да и вообще хоть какое-нибудь). Откуда он взялся, пока неизвестно.
Это буквально подарок для России накануне внеочередного заседания ОЗХО (состоится 4 апреля). И, словно бы в попытке удержать ускользающего между пальцев подозреваемого, британские детективы на полном серьёзе расследуют версию об отравлении Скрипалей... гречкой. Якобы именно её обработали смертоносным газом. А откуда могла взяться гречка? «No doubt» (несомненно!), как привык выражаться глава британского МИД Борис Джонсон. Конечно, из России, это ведь русское блюдо.
Сохраняется также интрига в отношении поразительного прогресса в лечении дочери Сергея Скрипаля (Юлии). Она уверенно идёт на поправку, тогда как, по самым оптимистичным прогнозам, не должна была даже выйти из комы. В Великобритании отрицают, что давали ей антидот, мол, такового не существует. А раз так, то загадкой остаётся положительная динамика. Ведь объявлено, что речь идёт о боевом ОВ, малейшего количества которого достаточно для летального исхода.
Информационные
системы прослеживаемости товара будут не единственной мерой по противодействию
поставкам некачественной молочной продукции. Роспотребнадзор собирается
дополнить информационную систему классическим чёрным списком (производителей,
замеченных в поставках некачественной продукции). Этими мерами хотят остановить
ежегодный поток растительных жиров, оцениваемый в 150–300 тысяч тонн. Примерно
25% этого количества производится на Украине и ввозится в РФ с территории
Беларуси.
Ещё одну меру предлагает посол Беларуси в России Игорь Петришенко — бренд «Сделано в Союзном государстве». По сути, это общий выход на рынки ЕАЭС и СНГ, и вряд производители станут рисковать поставками украинского фальсификата.