За последние два дня уже дважды прозвучал тезис «ЕАЭС — не та организация, куда принимают всех подряд». Вначале на это обратил внимание зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров: «Мы знаем, что есть страны — участницы ЕС первой волны, второй волны. Появилось понятие "младоевропейцы" это, например, страны Прибалтики, республики бывшей Югославии. ЕАЭС не стоит повторять этих ошибок – вступление новой страны-участницы должно быть выгодно всем членам Союза». При этом он уточнил, что в ЕАЭС не вступают с целью решения своих внутренних проблем. Вслед за ним председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян уверил журналистов в том, что вопрос расширения ЕАЭС на сегодня не стоит. И если вторая реплика очевидно, реакция на звучавшие осенью реплики о возможности принятия в ЕАЭС Таджикистана и Азербайджана, то первая — это уже не гипотетическое «возможно, когда-то». В реплике Джабарова — явный ответ на позицию не установленной пока республики, очевидно вышедшей на руководство РФ с просьбой о вступлении для каких-либо собственных внутриполитических целей.

Факт появления даже небольшой очереди свидетельство признания соседями выгод и перспектив.

Один из признаков перспектив    внимание стран ЕАЭС к будущему. Программы в промышленности, энергетике инфраструктуре формулируются на 10-15-20 лет вперёд. Буквально вчера на заседании II Съезда учёных Беларуси обсуждалась стратегия «Наука и технологии: 2018−2040».


Общая задача неоиндустриальное цифровое общество: разработки в области интернета вещей, робототехники, малого космоса, электротранспорта, беспилотных технологий. Президент республики Александр Лукашенко, присутствовавший на заседании, в очередной раз пообещал подписать IT-декрет до конца года. Впрочем, инвесторы и без дополнительного стимулирования готовы вкладываться в стоящие продукты белорусских IT-специалистов.

Американская компания Mapbox (владеет Foursquare, Lonely Planet, Evernote, мессенджером Snapchat) купила белорусский стартап MapData. При этом проект и его команда остаются развивать его в Минске, значит, инвестора вполне устраивают местные условия. Знакомый с подробностями сделки Юрий Мельничек пишет, что компании давно сотрудничали, однако к формализации этого сотрудничества американскую сторону подтолкнул как раз многообещающий курс руководства РБ в области поддержки IT-сектора: «MapData уже давно работала на Mapbox, обе компании были очень довольны сотрудничеством и хотели его развивать. А тут ещё и условия в Беларуси стали более благоприятными: визы американцам отменили, объявили курс на IT-страну и легализацию самоездящих машин. Вот компании и решили сотрудничество расширить и открыть новый совместный проект в области self driving». В свою очередь, AIMatter, в числе сооснователей которой был и Юрий, в августе этого года была куплена Google (AIMatter специализируется на разработках в области искусственного интеллекта).


Поэтому обсуждение стратегии на 20 лет вперёд в данном случае совсем не имитация деятельности, а попытка создать инфраструктуру, адекватную новой экономике, зарождающейся буквально на наших глазах.

В съезде принял участие и государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, отметивший, что передовые технологии и совместные российско-белорусские научные проекты это как раз и есть способ творения будущего. К направлениям, указанным в белорусской стратегии, он прибавил машиностроение и станкостроение: «Причём речь не просто о станках, а о наукоёмких станках с новейшим программным обеспечением, автоматических установках, которые могут делать высокоточную продукцию».

Концентрироваться на этих направлениях значит не только собственными руками определять своё будущее, но и деятельно противостоять тому образу будущего, который готовят для нас наши соперники. «Коллективный Запад в виде США и ЕС, как бывший гегемон, видит наше будущее в виде архаизированного общества. Искусственный интеллект, генная инженерия — это всё, по их мнению, не для нас. Они хотят погрузить нас в хаос войны, который неизбежно приведёт к нашей архаизации», предупреждает политолог Василий Боков в эфире радио Sputnik.by.

Один из методов такой архаизации искусственные ограничения. В качестве таковых широко известны санкции. Однако и до них коллективный Запад умел играть грубо.

Не так давно мы писали о том, что организаторы выставки «Фарнборо-2018» запретили России привозить на выставку продукцию военного назначения. Позиция лукавая, поскольку практически любая новая технология в первую очередь создаётся как оружие и лишь потом находит своё мирное применение. К тому же общеизвестно, что практически весь российский хайтек так или иначе связан с армией или оборонными нуждами.

Что ж, российского оружия не будет в Фарнборо, зато он будет в Кувейте, где в настоящее время проходит оружейный салон Gulf Defense & Aerospace 2017. Учитывая, что в ближайшие годы наши потенциальные клиенты сосредоточены как раз в этом регионе, возможно, так оно и лучше.

Особых сенсаций нет, в Кувейт отправилось вооружение, знакомое по сирийской кампании. В первую очередь ЗРС С-400.


Кстати, одним из результатов визита президента РФ Владимира Путина в Турцию 11 декабря стало окончательное согласование сделки по С-400 с турецкой стороной. Частично стоимость сделки покроется экспортным кредитом РФ. Т. е. на выставке систему уже можно презентовать как эксплуатирующуюся на Ближнем Востоке (кем-то, кроме РФ).

Тем, кому на новое оружие не хватает, российские специалисты предлагают программы глубокой модернизации устаревших образцов вооружения.

Мы часто пишем о том, как Беларусь заключает соглашения с регионами РФ о совместном производстве техники, создании сервисных центров. В этот раз всё наоборот: представители Красноярского края поехали в РБ с предложением о сотрудничестве. Красноярский литейно-механический завод «Скад» теперь будет поставлять легкосплавные диски для недавно открывшегося завода «Белджи», на котором уже в 2018 году собираются выпустить 25 тысяч автомобилей.