Многие считают дату 25 марта 1918 г. точкой отсчёта белорусской
независимости. В этот день была принята третья Уставная грамота,
провозгласившая независимость появившейся незадолго до этого Белорусской
Народной Республики (БНР). Однако внимание этой дате уделяется
чрезмерное, и оно
несопоставимо
с достигнутыми результатами. БНР государством так и не стала, а о
политической самостоятельности «бээнэровцам» пришлось забыть.
- БНР не была юридически оформлена Всебелорусским учредительным съездом;
- БНР не имела Конституции;
- БНР не имела высших и местных органов власти и управления;
- БНР не имела государственного бюджета;
- БНР не имела налогово-финансовой системы;
- БНР не имела армии, милиции или полиции;
- БНР не имела судебной системы;
- БНР не имела государственных границ;
- БНР
не была признана
ни одним другим государством.
Факт провозглашения независимости используется сегодня вовсе не для того,
чтобы вспомнить о благородных порывах белорусской интеллигенции. Он
используется для того, чтобы раскрутить некий проект (условно названный
«БНР»), который ещё предстоит реализовать. Иными словами, когда мы говорим
о 25 марта, мы говорим не о независимости, а о «БНР», не о прошлом, а о
будущем, не об истории, а о политике. Дела далёкого прошлого нужны здесь
лишь постольку, поскольку они связаны с современностью. Если так, то БНР
требуется рассматривать сквозь призму смыслов, которыми вышита её
мифология. Поговорим об архетипах БНР.
№ 1. БНР — архетип антигосударственности
Кому-то это покажется странным. Как так! Ведь долгое время с маниакальной настойчивостью нам внушали обратное и старательно строили для БНР фасад государственности. Этот фасад так важен для мифологии БНР, потому что он маскирует самое главное: БНР — проект антигосударственный.
Первоначально вполне искреннее стремление белорусской интеллигенции к независимости выродилось в чудовищный антигосударственный эксперимент, направленный на демонтаж существующей власти, будь то в СССР или в современной Беларуси.
Отсюда перманентное желание, если не выглядеть как государство, то хотя бы
как-то связать себя с государственностью. Ради этого председатель нынешней
Рады БНР Ивонка Сурвилла пошла на беспрецедентный шаг. Она сказала, что если бы
не было БНР, не появилась бы и БССР. Но ведь для пропитанной ненавистью к
советскому прошлому сегодняшней БНР такое заявление — это кощунство. И
кощунство было совершено с вполне определённой целью: получить право
первородства. Поэтому идеологи БНР не просто поставили своё чадо в один ряд
с красной республикой. Они сказали, что это чадо — её исток.
№ 2. БНР — архетип майдана
Сегодняшняя мифология БНР насквозь
пронизана
майданом. Она была таковой с первых же дней прихода к власти Александра
Лукашенко, а её арсенал был взят оппозицией на борьбу лично против него. И
не стоит питать иллюзий, что исполнительная власть сумеет вычистить
коннотации, которые десятилетиями создавались вокруг образов БНР. Они
открывают дорогу радикальному национализму, в рамках которого
постулируется тезис
об ошибочности «красного пути» БССР и «красного миропорядка» в целом. А
судьба репрессированных деятелей БНР даёт возможность редуцировать проект
БССР к террору и репрессиям. За этим маячит опасная для белорусской
государственности мифология — мифология оккупации и десоветизации, по
рецептам
которой живут в Польше, Прибалтике и на Украине.
В таком случае «бээнэровский» дискурс имеет два измерения. Первое — для
обывателя. В красиво упакованной обёртке ему преподносят преемственность
нашей государственности по линии БНР — БССР — РБ. И вот он доволен и
радостно аплодирует, думая, что наконец-то настал долгожданный час
примирения, а о склоках прошлых времён можно забыть. Но наш дорогой друг и
не подозревает о существовании второго измерения.
Второе измерение предназначено для «посвящённых», и в нём выстраивается
совершенно другая преемственность: БНР — РБ. БССР здесь — период оккупации,
когда режим в несколько заходов размочил ратующий за «незалежность» актив.
В этом дискурсе героями становятся все те, кто был против советской власти.
Тем же, кто её защищал, отводится место на помойке истории, а не в пантеоне
БНР. Но в Беларуси во время Великой Отечественной войны подавляющее
большинство поддержало советскую власть, и многие защищали её с оружием в
руках. Из бывших партизан
сформировалась
белорусская партийная элита, а наиболее яркой фигурой послевоенной истории
нашей страны является Первый
секретарь ЦК КПБ Пётр Машеров (1918–1980 гг.) — доброволец Красной армии,
подпольщик и партизан. Нам же навязывают псевдоисторический конструкт,
делающий героями полицаев, эсэсовцев, смотрителей концлагерей, шпионов ЦРУ
и прочую мразь.
Потворствуя «бээнэровцам», власть рискует делегитимизировать саму себя, так как в матрице БНР ей отведено место наследницы якобы оккупационного советского режима. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мощнейшим инструментом формирования антигосударственных взглядов является
символика БНР. Нет никаких сомнений в том, что если в Беларуси произойдёт
майдан, то его символами будут бело-красно-белый флаг и «Погоня». Да, их
эстетический антураж привлекает многих белорусов. Да, эта символика заняла
своё место в белорусской массовой культуре. Однако она претендует на нечто
большее, чем быть просто историко-культурным или развлекательным феноменом.
Она хочет быть знаменем майдана.
№ 3. БНР — архетип внешней зависимости
Провозглашённая БНР независимость с первых же дней оказалась фикцией.
Независимость от России она мгновенно променяла на зависимость от Германии.
Об этом прямым текстом говорится в телеграмме Рады немецкому кайзеру
Вильгельму II от 25 апреля 1918 г.: «Только под защитой Германской империи
видит край свою добрую судьбу в будущем».
Заданная в телеграмме линия прошла красной нитью по всей дальнейшей политической деятельности БНР.
По сути, история БНР — это история клиентелы, обречённой искать покровителей на чужбине. Но покровительство требует лояльности и определённой внешнеполитической ориентации.
В
результате БНР превратилась в пешку на Великой шахматной доске, заигравшись
в большую политику и став инструментом реализации чужих геополитических
замыслов.
№ 4. БНР — архетип антироссийскости
Изначально БНР выступала как антироссийский проект. Об этом прямо
говорится
в третьей Уставной грамоте:
«Теперь мы, Рада Белоруской Народной Республики, сбрасываем с родного
края последнее ярмо государственной зависимости, который насильно
набросили российские цари на наш вольный и независимый край». Поэтому внутри БНР всегда существовала питательная среда для
взращивания
антироссийских взглядов. Именно бывшие деятели БНР, по мнению
историка Олега Романько, и подготовили советский вариант истории Беларуси,
«основной тенденцией которого явилось выпячивание и подчёркивание самых
незначительных проявлений сепаратизма в дореволюционное время». Советская Россия ответила «бээнэровцам» той же монетой. Сначала были
репрессированы осевшие в БССР деятели БНР, а потом и те, кого судьба
занесла в Польшу и Прибалтику.
Риторика сегодняшних «бээнэровцев» ещё более антироссийская и радикальная. Многие до сих пор живут категориями сталинских времён, продолжают бороться с канувшими в лету призраками советского прошлого, во всём видят ярмо оккупации и спекулируют на несуществующей российской угрозе.
№ 5. БНР — архетип предательства
Этот архетип особенно ярко проявился в военные и послевоенные годы. Многие
представители антисоветского националистического движения во время Великой
Отечественной войны добровольно пошли на
сотрудничество
с гитлеровцами, а в годы холодной войны влились в ряды БНР,
возрождённой
в 1947 г.
Удивительно, что в одной из наиболее пострадавших от гитлеровцев и их
пособников стран нет энциклопедии «Белорусы на службе Третьего рейха и
ЦРУ». Назрела необходимость обобщить имеющийся по этой теме материал:
перечислить в алфавитном порядке активистов коллаборационистского движения,
представить краткие биографические сведения о них, зафиксировать факты
участия либо соучастия в преступлениях против жителей Беларуси, раскрыть
особенности деятельности против белорусского государства в военные и
послевоенные годы, сопроводить текст визуальным материалом, прежде всего
фотографиями. Как бы мы ни относились к этому идеологически, исторически
такая книга будет важным подспорьем для объективной оценки антисоветского
движения в БССР. В противном случае мы будем читать справочники и
энциклопедии, в которых воспеваются борцы против коммунизма и тоталитарной
советской системы и в которых ни слова не напишут про роль этих гадов в истреблении белорусского
народа.
Кстати, создатель бело-красно-белого флага Клавдий Дуж-Душевский (1891–1959 гг.) предпочёл тихую работу инженера-строителя в Третьем рейхе, отказавшись от должности бургомистра Минска. Возможно, Клавдий хотел иметь поменьше общего с нацистами. В 1943 г. за укрывательство евреев он даже попал в концлагерь, где просидел четыре месяца. Но это уже не имело ни малейшего значения.
Фашистский проект на белорусской земле шёл полным ходом, и рисовался он бело-красно-белой гаммой флага БНР.
№ 6. БНР — архетип поражения
Планы создания независимого государства разбились о реальность в первые же
месяцы существования «республики». Далее в БНР начались разброд и шатания,
а её актив рассыпало по совершенно разным сторонам. Кто-то оказался в БССР,
кто-то в Литве, кто-то в Польше, кто-то в Чехословакии, кто-то в США. И
отречение БНР от самой себя в 1925 г. с торжественной декларацией о
«прекращении существования правительства БНР и признании Минска единым
центром национально-государственного возрождения Беларуси» —
закономерный итог
первой БНР.
Итак, с самого начала БНР не была успешна, а любые её политические начинания терпели крах.
Даже тогда, когда символы БНР были государственными
(1991–1995 гг.), страна переживала тяжелейший период своей истории, а это
время навсегда
впечаталось
в сознание белорусского народа как годы нищеты и разрухи. Конечно, с точки
зрения объективного положения дел, символика к этому имела отношение весьма
опосредованное. Однако это хорошее дополнение к выстроенному здесь
символическому ряду, которое, пусть даже и на уровне символа, но обрамляет
атрибутику БНР ореолом вечного поражения.
№ 7. БНР — архетип зависти
Завершим перечень архетипов зарисовкой о зависти. Нынешний «бээнэровец»
проливает слёзы по прошлому, которого никогда не существовало. «Ах, как
было бы хорошо, если хотя бы разочек у БНР получилось!» — вздыхает он, с
печалью взирая на старушку-Европу. И чем пристальнее он всматривается в
фантасмагорические дали, тем больше завидует соседям вокруг Синеокой. Он
завидует Прибалтике и Польше, которые проскочили-таки в Евросоюз. Он
завидует Украине, где состоялся долгожданный майдан, а страна стремительно
опустилась в околоевропейский рай. Он завидует богатой землёй и ресурсами
России, которая создала империю, присоединив в том числе и Великое когда-то княжество Литовское, и Польшу. А что было создано под бело-красно-белым
флагом? И нашему дорогому «бээнэровцу» остаётся лишь смаковать третью
Уставную грамоту, где Белосток, Вильно, Смоленск и Чернигов
объявлены
белорусскими землями. «Ах, если бы это было нашим, какими тогда мы были бы
великими!» — мечтательно восклицает наш друг, погружаясь в сон истории.
Подведём итог. Состоявшаяся 25 марта заявка БНР на независимость должна сохраняться в исторической памяти как событие, которое когда-то произошло. Этот факт должен быть зафиксирован и положен в копилку истории, но не более того. Если говорить о праздновании белорусской государственности, то для этого больше подходит дата 1 января 1919 г. — день образования БССР, в рамках которой страна сформировала свои нынешние границы и преемницей которой является Республика Беларусь.