В Армении новая власть во главе с премьер-министром Николом Пашиняном развернула бурную антикоррупционную кампанию. Под удар правоохранителей попали видные деятели старой власти, крупнейшие олигархи и даже близкие родственники экс-президента Сержа Саргсяна.

По следам КПСС

За 10 лет президентства Сержа Саргсяна возглавляемая им Республиканская партия Армении (РПА) стала армянским аналогом КПСС. Членство в партии стало расцениваться как своеобразный трамплин для карьеры, для сопричастности к власти. Свидетельством чего, например, была активная деятельность партийных структур РПА в армянских вузах, взятие ими под свой контроль большинства студенческих советов. Или контроль РПА над большинством органов местного самоуправления, в частности, над мэриями Еревана и крупных городов.

Помимо этого, на РПА работала сформировавшаяся в Армении за последние два десятилетия неофеодальная система: крупные олигархи и «князьки» должны были обеспечивать победу РПА на выборах, в обмен на что власти создавали им режим наибольшего благоприятствования в экономической деятельности, а также закрывали глаза на нарушения закона.

Даже беспартийные министры и премьеры правительств «технократов» Тиграна Саркисяна и Карена Карапетяна были вынуждены подавать спустя некоторое время заявления о вступлении в РПА. Апогеем уверенности РПА в незыблемости своих позиций стало заявление пресс-секретаря партии Эдуарда Шармазанова в 2014 году, что путь к высшей власти в Армении проходит через улицу Мелик-Адамяна (там находится главный офис РПА).

Единственным серьёзным спарником РПА на выборах была партия «Процветающая Армения», созданная по указанию второго президента Роберта Кочаряна одним из богатейших олигархов Армении, негласным хозяином Котайкской области Гагиком Царукяном как противовес РПА. Успех партии на выборах (с 2007 года она уверенно занимала второе место) был обусловлен наличием в её рядах олигархов и князьков, что позволяло ей также активно применять традиционные методы РПА: подкуп избирателей, административный ресурс,

«Процветающая Армения» стала фактически клоном РПА и частью правящей системы. Многие олигархи и «князьки» шли в партию, если в их районе или области в РПА уже был их конкурент.

Однако, когда в 2014 году Царукян решил отклониться от правил игры, указанных ему Сержем Саргсяном, и начать вести самостоятельную игру, очень многие влиятельные члены партии ушли из неё, дабы сохранить свою близость к власти и избежать проблем в бизнесе. Согласно армянским СМИ, лишь полная капитуляция Царукяна и посредничество самого богатого армянского предпринимателя России Самвела Карапетяна (группа компаний «Ташир»), который был крёстным отцом на свадьбе дочери Царукяна и сына экс-премьера Овика Абрамяна, спасли лидера «Процветающей Армении» от серьёзных проблем.

Вместо уличных протестов визиты правоохранителей

После того как 8 мая в результате массовых акций гражданского неповиновения Никол Пашинян пришёл к власти, многие эксперты считали, что РПА намерена этой уступкой добиться временной передышки и подготовить реванш, используя свои ресурсы. На тот момент РПА и Серж Саргсян сохраняли большинство в парламенте, контроль над большинством органов местного самоуправления, в том числе и мэрией Еревана, а также довольно сильные связи в исполнительной власти и силовых структурах. А нахождение у власти в стране со сложной социально-экономической ситуацией вряд ли способствовало сохранению такого высокого рейтинга у Пашиняна.

К тому же Пашинян, будучи главой правительства, не смог бы продолжить использовать против РПА уличные акции протеста.

Однако новый премьер в борьбе с РПА пошёл другим путем. Назначив на должности глав Службы национальной безопасности (СНБ) и полиции своих людей, он использовал против РПА всю мощь государственной системы. Причём эффективности этих усилий способствовали как многочисленные нарушения закона, допущенные представителями РПА за эти годы, так и то, что новые начальники СНБ и полиции Артур Ванецян и Валерий Осипян — сами люди из системы (были замначальника СНБ и полиции Еревана).

Первый удар был нанесён по олигархическому крылу РПА: проверки в сетях супермаркетов, в частности, в принадлежащей депутату Самвелу Алесканяну самой крупной сети «Ереван Сити», выявили коррупционную схему ухода от налогов. Притом это делалось с ведома бывшего правительства и руководства Комитета государственных доходов.

Попытки владельцев сетей резко поднять цены на некоторые продовольственные товары под предлогом возвращения под давлением властей в законное поле вызвали предупреждение Пашиняна крупным бизнесменам о тех последствиях, которые повлекут попытки саботажа деятельности правительства с их стороны. «Те, кто хочет искусственными подорожаниями доказать, что беззаконие лучше законности, очень быстро почувствуют на себе убеждающую силу закона», — пригрозил премьер. Результатом чего стали снижение цен, выход из парламентской фракции РПА депутатов-предпринимателей и потеря партией большинства в парламенте.

Другим ударом по правительству Карена Карапетяна стало раскрытие со стороны СНБ преступной схемы растаможки товаров посредством компании ООО «Норфолк Консалтинг», к созданию и деятельности которой непосредственное отношение имели высокопоставленные чиновники Комитета госдоходов.

Однако самым мощным ударом по РПА и бывшей власти стал арест депутата из фракции РПА, экс-замминистра обороны, председателя Союза добровольцев «Еркрапа», генерала Манвела Григоряна, являвшегося с 1990-х годов негласным «хозяином» духовной столицы Армении города Эчмиадзина. О фигуре генерала Григоряна говорит тот факт, что он сохранил власть при трёх президентах, имел фактически частную армию в лице своих сторонников из «Еркрапа». И даже после того как в 2008 году он чуть не перешёл на сторону оппозиции, Серж Саргсян не рискнул окончательно убрать его с политической арены, лишь существенно ограничил его возможности.

СНБ опубликовало видео обысков имущества Манвела Григоряна в Арцахе:


Хотя Григоряна арестовали по подозрению в незаконном хранении оружия (у него дома был обнаружен склад, в том числе и ручные противотанковые гранатомёты), однако сокрушительный удар по и так невысокому имиджу генерала и РПА нанесло опубликованное СНБ видео обыска в домах Григоряна. В нём был показан склад, где хранились огромные запасы продовольствия, помеченные маркировкой «для солдат» и запрещённые для продажи в торговых сетях, которыми генерал кормил свой домашний зверинец (тигров, медведей). А также письма от школьников и дошкольников из разных уголков Армении, которые указывают на тот факт, что большинство из обнаруженного на складе являлось гуманитарной помощью, собранной для армии после апрельской «четырёхдневной» войны 2016 года. 

Именно данное видео привело к резкой смене позиции РПА, пытавшейся сначала защитить Григоряна и обусловившей его арест политическими мотивами. Однако затем партия была вынуждена откреститься от своего депутата и призвала наказать по всей строгости закона расхитителей госсобственности, в частности армейской еды. Однако несмотря на это общественность уверена, что все эти годы Григорян нарушал закон с ведома и позволения Сержа Саргсяна и РПА.

Арест Григоряна привёл и к отставке с поста мэра Эчмиадзина его сына Карена Григоряна, который также стал фигурантом уголовного дела — ему вменяются хищения в особо крупном размере. Арестована и жена Григоряна — Назик Амирян.

Не исключено, что за отставкой мэра Эчмиадзина последует и отставка мэра Еревана Тарона Маркаряна: СНБ в ходе обысков в фонде «Ереван» и столичной мэрии обнаружила факты коррупции и хищений.

О серьёзности антикоррупционной кампании, развёрнутой новыми властями, говорит тот факт, что армянские правоохранители взялись за ближнее окружение экс-президента Сержа Саргсяна. Проведены обыски в компаниях, принадлежащих родственникам Саргсяна, подвернут приводу в полицию его родной брат, а многолетний начальник личной охраны арестован. 

В целом, как сообщил 25 июня советник премьер-министра Артак Манукян, в результате коррупционных разоблачений в Армении в госбюджет уже возвращено 18 млрд драмов (около 35 млн долларов США).

Сигнал олигархам и «авторитетам»

При этом история с арестом Григоряна примечательна тем, что наряду с генералом был арестован и его соперник за власть в Эчмиадзине, предприниматель Артур Асатрян (известен как Дон Пипо), которого армянские СМИ называют криминальным авторитетом.


Генерал Манвел Григорян и криминальный авторитет Артур Асатрян, известный как Дон Пипо, теперь не конкурируют между собой, а «отдыхают» в СИЗО.

Асатрян решил использовать сложившуюся в стране ситуацию и смену власти, дабы под лозунгами «бархатной» революции взять под свой контроль родной Эчмиадзин. На что последовало заявление Пашиняна, что он не позволит, чтобы «криминальные элементы оскверняли символы "революции добра и согласия" и использовали их в мафиозных войнах». Уже на следующий день в ходе обыска в особняке Асатряна СНБ нашла незаконно хранившееся оружие и «авторитетный» предприниматель был арестован.

А полиция провела обыски в квартирах ряда известных в Армении «воров в законе» и «криминальных авторитетов», в результате чего было конфисковано оружие и наркотические средства и арестованы двое «воров в законе».

Тем самым в преддверии досрочных выборов, которые, по словам Пашиняна, пройдут в течение года, новая власть выбивает из рук РПА практически все те ресурсы, благодаря которым партия обеспечивала свою победу на выборах: подкуп избирателей, административный ресурс, использование «дворовых авторитетов».  А «политическому крылу» РПА, которое, вероятно, пойдёт на выборы во главе с экс-министром обороны и главой президентской администрации Вигеном Саркисяном, дискредитированный имидж партии не даст набрать существенное количество голосов избирателей.

При этом действия Пашиняна косвенно бьют и по главному конкуренту на предстоящих выборах — «Процветающей Армении» Гагика Царукяна, представители которой прямо заявляют о своём желании получить большинство на будущих выборах. И не исключено, что ради этого партия попытается переманить на свою сторону выходцев из «олигархического» крыла РПА, дабы использовать на будущих выборах их ресурсы.

И хотя представители «Процветающей Армении» подвергли критике законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О благотворительности», считая, что он направлен против лидера их партии, известного своей благотворительностью (он активно использует её в политической деятельности),  однако были вынуждены в итоге поддержать его. При этом примечательно, что данный законопроект был подготовлен ещё правительством Карена Карапетяна.

Надо отметить, что Пашинян и члены его команды неоднократно подчёркивали, что после смены власти отпала необходимость участия бизнесменов в политике, в частности получения ими депутатских мандатов. А последние коррупционные разоблачения и аресты показывают олигархам и региональным элитам, что наличие депутатского мандата в нынешних реалиях не даёт какой-либо защиты. И что «неприкасаемых» фигур в Армении нет, раз арестовывают такую влиятельную и опасную фигуру, как Манвел Григорян, а брата Сержа Саргсяна подвергают приводу в полицию.

Дополнительную проблему для них создаёт и то, что сам Пашинян против включения в состав правительства и своей команды олигархов и «князьков». Свидетельством явилось то, что даже известный своей поддержкой оппозиции олигарх Хачатур Сукиасян не был включён в правительство, несмотря на муссируемые в СМИ слухи. 


Баграмяна, 26. Именно здесь вершатся судьбы армянских политиков и бизнесменов.

И если ранее они просто ориентировались на нового хозяина на Баграмяна, 26 (резиденция президентов, а ныне премьер-министра), сохраняя свой привычный стиль работы на местах, то теперь им непонятно, как действовать дальше. Тем более не ясна целесообразность участия в выборах, которые потребуют от них больших финансовых вложений без особых надежд на получение политических и экономических дивидендов или даже на прохождение в парламент.  

В свою очередь, армянское общество интересует, насколько далеко зайдут в своей антикоррупционной борьбе новые власти. И рискнёт ли Пашинян привлечь старые власти к ответственности за события 1 марта 2008 года (кровавый разгон акций протеста оппозиции), как он это обещал ранее. Это грозит судебным преследованием второму и третьему президентам Армении Роберту Кочаряну и Сержу Саргсяну.