Мы уже отмечали, что одним из важнейших факторов, которые не позволяют ОДКБ занять достойное место рядом с НАТО, является спектр внутренних противоречий межгосударственного и военно-политического характера. Это подрывает репутацию организации, поскольку при отсутствии согласованных политических позиций и действий ни о какой коллективной безопасности говорить нельзя. И ситуация с арестом в Ереване генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова требует тщательного рассмотрения, так как влияет на авторитет и военно-политический ресурс Организации.
В чём суть происшедшего? Специальная следственная служба Армении обвинила генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова (занимает эту должность с 2017 года) в свержении конституционного строя. Обвинение было предъявлено в рамках уголовного дела о разгоне акций протеста в Ереване 1 марта 2008 года. Накануне аналогичное обвинение предъявили бывшему президенту Армении Роберту Кочаряну. В соответствии с ним Кочаряну и Хачатурову грозит до 15 лет тюрьмы. Хотя (и это очень важно) статья о «свержении конституционного строя» появилась в Уголовном кодексе Армении уже после описываемых в деле событий. Проще говоря, следствие обвиняет Юрия Хачатурова в совершении преступления, за которое в момент совершения действий Хачатуровым не было предусмотрено наказание, а это противоречит базовым принципам права, так как закон имеет обратную силу лишь в том случае, если он смягчает или отменяет юридическую ответственность.
Естественно, что в суде Юрий Хачатуров заявил, что не признаёт выдвинутого против него обвинения.
Суть происходящих в Армении событий вскрывается самой историей происшедших 1 марта 2008 года общественно-политических волнений в Ереване. Тогда армянская оппозиция во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, проигравшим в феврале 2008 года Сержу Саргсяну, проводила в центре Еревана митинги против результатов выборов, которые вылились в массовые беспорядки и столкновения с силами правопорядка, в том числе и с военнослужащими гарнизона под командованием Хачатурова. В результате беспорядков погибли 10 человек, а около 200 получили ранения.
Тогда, в 2008 году, нынешний премьер Армении Никол Пашинян был членом предвыборного штаба Тер-Петросяна и одним из активных участников акций протеста, за что и был приговорён к семи годам лишения свободы, однако в мае 2011 года досрочно вышел на свободу по амнистии.
История повторяется — свой нынешний пост Никол Пашинян получил благодаря протестам, которые начались в Армении в середине апреля в связи с избранием экс-президента Сержа Саргсяна премьер-министром. Оппозиция тут же объявила о начале «бархатной революции», добилась ухода Саргсяна в отставку и избрания на эту должность Пашиняна. Сам Никол Воваевич, не теряя времени, назначил в правительство своих соратников из различных НКО, которые финансировались США и ЕС. Именно под их влиянием Пашинян пошёл на обострение отношений с Россией, а вся эта история с генсеком ОДКБ была организована с их подачи и, естественно, не может не отразиться на деятельности организации и её авторитете.
Отношения между НАТО и Арменией стартовали ещё в 1992 году, когда Ереван вступил в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 года СЕАП — Совет евроатлантического партнёрства), и имеют довольно нелогичные тенденции сближения с блоком для государства — члена ОДКБ. В 1994 году Армения присоединилась к программе «Партнёрство ради мира» (ПРМ). В этом же проекте с 2002 года республика стала участвовать в «Процессе планирования и обзора». В июне 2005 года НАТО и Ереван согласовали Индивидуальный план партнёрства (ИПАП). Этот план обновляется и подтверждается один раз в два года. Пятый (и последний на сегодняшний момент) ИПАП был согласован в апреле 2017 года на новый двухлетний срок. Кроме того, в 2007 году в Ереване был открыт Информационный центр НАТО, а в 2016 году — Национальный оборонный университет (совместный проект альянса и Минобороны Армении).
Армения принимает активное участие в операциях под эгидой НАТО: с 2003 года военнослужащие этой страны присоединились к операции в Косово (КФОР) и несли службу в составе греческого батальона (его численность составляла от 40 до 70 человек). В 2005–2008 гг. 46 армянских военнослужащих в составе польской дивизии служили в Ираке. В 2009 году армянский миротворческий контингент (40 человек) был развёрнут в составе международных сил содействия безопасности (ИСАФ/МССБ) в Афганистане, и уже в мае 2011 года численность армянских военных составляла 130 военнослужащих. Армения и альянс осуществляют сотрудничество в реформировании армянских вооружённых сил, борьбе с терроризмом, военном образовании.
В июле 2017 года Армения приняла участие в учениях «Достойный партнёр» под эгидой НАТО в той же Грузии. И вот теперь учения альянса в Грузии с участием армянских военнослужащих (учения «Достойный партнёр — 2018» прошли в Грузии в первой половине августа). А как бы вам понравилась такая ситуация, если бы Армения пригласила Грузию (или Украину) на учения на своей территории под эгидой ОДКБ, да ещё и с участием России?
У Армении были самые серьёзные аргументы отклонить «грузинское предложение», сославшись хотя бы на факт участия в манёврах её геополитических противников — Азербайджана и Турции. Возникает вопрос: что делают военнослужащие Армении там, где в полевых условиях под своими национальными флагами и полотнищами НАТО тренируются их азербайджанские и турецкие «коллеги»?
Необходимо отметить, что многие политики в России подозревают армянские власти во взаимодействии со спецслужбами США и ЕС. Причём акцентируется внимание и на каком-то особом «сближении Еревана с НАТО». Но, говоря об участии Армении в завершившихся в середине августа учениях альянса в Грузии (речь об учениях «Достойный партнёр — 2018»), необходимо вспомнить июль 2017 года, когда Ереван участвовал в этом же формате и когда во главе страны был Серж Саргсян, а премьером — Карен Карапетян.
Всё это даёт России поводы усомниться в последовательности и надёжности своего союзника, который проявляет крайнюю непоследовательность и «многовекторность».
В пользу Хачатурова говорит прежде всего то, что он действующий генсек ОДКБ, а в событиях марта 2008 года он был не политическим актором, а представителем вооружённых сил. Поэтому крайне трудно найти рациональные причины для возбуждения в отношении него уголовного дела, тем более для его ареста. Причины возобновления и активизации дела видятся в политике новых властей. Проигравшие в 2008 году и осуждённые за организацию беспорядков сейчас победили и просто хотят отомстить своим обидчикам.
При желании развивать отношения с Россией Никол Пашинян мог бы приложить все усилия, чтобы не придавать подобному делу широкую огласку, а попросту согласовать вопрос об увольнении Юрия Хачатурова с поста генсека ОДКБ. А поскольку выбирается публичная ситуация и производится политическая атака на ОДКБ, то мы должны понимать, что в Армении к власти пришёл антироссийский политик прозападной ориентации.
Давайте себе представим, что Норвегия внезапно отдала бы под суд генерального секретаря НАТО? В нашем случае Армения предъявила обвинение действующему главе ОДКБ, важнейшего для России военно-политического блока. При этом ОДКБ имеет важнейшее значение для России с внешнеполитической точки зрения, поэтому Москва может болезненно реагировать на любые события, происходящие в странах — членах ОДКБ. И поведение нынешних ереванских властей здесь вряд ли станет исключением.
Между тем генсеку ОДКБ Юрию Хачатурову 2 июля разрешили покинуть Армению — такое решение приняла специальная следственная служба Армении, поскольку штаб-квартира ОДКБ находится в Москве, где Хачатурову необходимо присутствовать по долгу службы.
Кроме того, по уставу ОДКБ генеральный секретарь, должностные лица и сотрудники организации являются международными служащими; при этом генсек и члены семьи, проживающие с ним, если не являются гражданами государства пребывания, пользуются привилегиями и иммунитетами в объёме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. А Ереван уже предлагает членам ОДКБ начать процесс смены генсека организации, в то же время отмечая, что этот пост должен остаться за представителем Армении. Думаю, Россия сейчас не заинтересована в том, чтобы идти с Арменией на столкновение. Поэтому если будут даны соответствующие заверения, то проблема может быть смягчена, но не снята. Однако недоверие российской власти к армянской стороне и внутреннее недовольство армянской стороны тем, что Россия не рассматривает Армению в качестве полностью суверенной страны, будут влиять на двусторонние отношения и атмосферу внутри Организации.
Что же касается истории с генсеком ОДКБ, то Россия официально не заявляла, будто она против другого армянского кандидата на пост генсека Организации. Армения же, в свою очередь, не собирается уступать Беларуси своё место во главе ОДКБ — Пашиняну не выгоден такой шаг перед выборами, ведь кандидат от Армении может занимать пост генсека ОДКБ до 2020 года. Вопрос только в том, удастся ли договориться по конкретной кандидатуре. Если сейчас, например, Пашинян предложит кандидата, который устроит Россию, это может стать предметом для договорённости в силу того, что Россия не желает ни кризиса, ни скандала в рамках ОДКБ.
Здесь стоит подождать — решение о генсеке 8 ноября примет высший орган ОДКБ — Совет коллективной безопасности (в него входят главы государств — Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана).
Очевидно, что Пашинян совершил грубую ошибку, и арест действующего генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова при полном игнорировании его политического иммунитета, невыполнение соответствующих процедур по отзыву, игнорирование порядка выборов и утверждения на эту должность вызвали раздражение и ответную реакцию не только Москвы, но и других государств — членов Организации. То ли по незнанию, то ли намеренно новая власть в эйфории борьбы с коррупцией и нарушениями конституции нанесла серьёзный удар по имиджу такой геополитической конструкции, как ОДКБ, которая, хоть и не идёт в сравнение с НАТО по военному потенциалу и количеству членов, но единственная реально противостоит этому блоку.
За последние годы ОДКБ набрала значительный международный авторитет, участвует в акциях ООН, Международного Красного Креста, антитеррористических операциях. Понятно, что главную роль в ОДКБ играет Россия, а ей очень важно иметь военно-политический союз, который может быть представлен на международной арене самостоятельно. И как раз благодаря членству в ОДКБ Армения имеет возможность закупать российское вооружение и военно-техническое имущество по внутренним ценам, которые на порядок ниже, чем на мировом рынке. Это стимулировало развитие высокотехнологичных производств и обеспечило рабочие места. И в то время, когда НАТО активно наращивает военное присутствие у границ России и Беларуси, в Грузии и на Украине, удар по имиджу ОДКБ со стороны Армении был весьма некстати.
А если сопоставить заявление министра обороны Армении Давида Тонояна по поводу соглашения о российской военной базе и статусе пограничников ФСБ РФ, стремление придать излишний резонанс инциденту в селе Паник и деструктивную пропаганду людьми из окружения Никола Пашиняна, то складывается впечатление, что новое правительство Армении, хотя формально и выступает за укрепление отношений с Россией и акцентирует важность присутствия в Армении её военной базы, на внутреннем информационном поле начало открытую антироссийскую кампанию.
Расстановка Николом Пашиняном на важные государственные посты лиц, финансируемых за счёт западных грантов, и постепенное усиления их влияния на внутренние военно-политические процессы вызывает серьёзную озабоченность позицией Армении в ОДКБ. Впрочем, конкретная позиция команды Пашиняна по ОДКБ будет понятна после проведения парламентских выборов в Армении.