Несомненно, главной темой конца прошлой недели стало интервью посла РФ в Беларуси Михаила Бабича «РИА Новости» и последовавшая за ним бурная реакция МИД Беларуси. Мы не станем специально останавливаться на этом моменте хотя бы потому, что детально разобрали событие в отдельном материале, который советуем прочесть.

А в обзоре обратим внимание на то, что ускользает из поля зрения в скандале «Анатолий Глаз vs Михаил Бабич».


Российский посол очень чётко сформулировал проблему: Беларуси в самое ближайшее время предстоит определиться с выбором: в каком формате развивать дальнейшее сотрудничество с Россией. На выбор предлагаются две опции, которые посол образно обозначил как «путь ЕАЭС» и «путь СГ»: «Мы можем идти строго по Союзному договору. Можем идти по Евразийскому соглашению. Можно участвовать в двух форматах, параллельно развивать их. И, конечно, надо перестать обмениваться взаимными упрёками, обвинениями, зачастую нелепыми, и выработать решение. Мы способны разрешить любую ситуацию, найти конструктивные решения, которые будут во благо двух народов».

В чём тут выбор? Как подсказывает член Коллегии по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая, СГ имеет функции, которых которых нет и, вероятно, никогда не будет у ЕАЭС, по крайней мере, в ближайшей и среднесрочной перспективе: «внешнеполитическая, и оборонная, и активная гуманитарная составляющие». Кроме того, СГ — своего рода лаборатория: некоторые решения, реализованные затем в ЕАЭС, возникли впервые именно в СГ. 

Ещё один важный момент в интервью касается военной базы. Той самой базы, о которой мы слышим ото всех: экс-командующего Сухопутными силами США в Европе Бена Ходжеса, заместителя помощника Госсекретаря США Джорджа Кента, белорусской оппозиции, европейских СМИ, популярных телеграм-каналов вроде «Бульба престолов»: «То, что Лукашенко отказал в размещении базы и пришлось срочно создавать новые части (а есть ещё и украинское направление), не значит, что база была не нужна. Это значит, что "союзник", в которого закопали сотни миллиардов долларов, тихо развернулся и ушёл во вражеский лагерь».


Специально для редакторов этой наваристой «бульбы», а также для наших читателей приводим этот момент из интервью:

«Когда я начинал работать в Белоруссии, практически на каждой встрече с журналистами, да и в целом в СМИ звучал другой, очень тогда популярный вопрос: "Как Россия относится к тому, что Белоруссия отказывает ей в размещении военной базы?" И когда мне задали его в очередной раз, я объяснил журналистам, что России не могут отказать, так как она с 2015 года никого об этом не просила. Мало того, эта база ей просто не нужна, так как любая военная задача гарантированно будет решена существующими возможностями».

Самое забавное, что Бабич практически буквально цитирует белорусского лидера, который на вопрос о базе тоже говорил, что дело совсем не в отказе и согласии, а в том, что она не нужна и что Беларусь, со своей стороны, вполне способна справиться с задачами самостоятельно.


Однако, к сожалению, мы живём в странное время, когда все пишут новости, но никто их толком не читает. А для цитирования написанного тобой другим СМИ достаточно придумать название посмешнее.

Электробусы для Москвы пока будет выпускать КамАЗ, зато белорусские электробусы, вполне  возможно, появятся в Ростове-на-Дону. По крайней мере, ростовские чиновники высказали такой интерес в свете необходимости обновить городской парк пассажирского транспорта. Вероятность этого достаточно велика: электробусы уже работают на городских маршрутах Санкт-Петербурга (сегодня их в городе более 100 штук), 300 электробусов готовится закупить в этом году Москва. А другие города, как известно, пристально следят за новшествами, которые внедряют обе столицы, и стараются не отставать. Так что можно быть уверенными: если тренд на использование электробусов задан, другие российские города его подхватят. Так что без работы «Белкоммунмаш» не останется.

Любопытно, что ещё год назад обсуждались планы создать в Ростове-на-Дону сборочное производство чешских электробусов. 

Похоже, что теперь от них отказались.

«Союзный трактор» пока остаётся наиболее известным и успешным примером создания совместного производства техники, однако вдохновляет и других попробовать пойти по этому пути. Молодечненский завод «Рембыттехника» с российскими машиностроителями намерен наладить совместное производство. «Есть амбициозные планы. Это открытие с российской стороной совместного производства по выпуску бульдозеров, навесного оборудования к этой технике. Сейчас ведём переговоры с Челябинским тракторным заводом… Данную технику мы не производим, поэтому думаем закупать машинокомплекты и собирать здесь», — рассказал директор «Рембыттехники» Артём Русакевич.

Любопытно здесь то, что белорусская сторона в этом проекте совсем не машиностроители (профиль — ремонт и пошив одежды, ремонт бытовой техники, стрелочных железнодорожных переводов). Впрочем, и японская Komatsu когда-то была обычной строительной мастерской.