Первый вице-премьер Владимир Семашко, общаясь с журналистами на «Атомэкспо», подтвердил ранее заявленные сроки ввода в эксплуатацию БелАЭС: в течение 2019 года запустят первый блок (в середине года состоится энергетический пуск, к концу года — вывод на полную мощность и промышленную эксплуатацию), затем, спустя полгода, аналогично запустят второй блок.

Сегодня белорусы оплачивают примерно 85% тарифа на электроэнергию. С запуском станции правительство постепенно рассчитывает выйти на 100% оплаты: долги-то нужно возвращать. Однако вполне возможно, что сами белорусы при этом станут платить даже меньше, либо же тариф существенно не изменится. Это будет достигнуто за счёт изменения структуры себестоимости: работа станции позволит ежегодно замещать 5–5,5 млрд кубометров газа. Произведённая из него электроэнергия дороже энергии АЭС. Что же касается коммерческого тарифа, то в правительстве рассчитывают выйти на российский порядок цен. Это будет весьма кстати, учитывая намерения РФ и  РБ создавать общий энергорынок.

Большая часть этой информации так или иначе ранее озвучивалась. Просто строительство такого сложного инфраструктурного объекта требует периодической сверки сроков. Однако Семашко озвучил и кое-что новое: «Мы думаем, что это первые два [энергоблока], я думаю, что за этим последуют через короткое время ещё два блока».

Вот это уже интересно. Как мы помним, прошлый год прошёл в медиабаталиях относительно приостановки строительства (а то и заморозке проекта). Оппоненты строительства утверждали, что после согласованного выступления Литвы и Польши против экспорта мощности БелАЭС окажутся запертыми в республике, которой не нужно такое количество электроэнергии. Мы посвятили сразу несколько материалов этой теме и доказательству беспочвенности страхов. Если коротко, то на данный момент:

  • остаётся  Латвия, не сказавшая пока решительного «нет»;
  • остаётся Украина, где с каждым годом «майданной» власти в энергетике нарастает кризис, иллюстрируемый советским анекдотом о перебоях с песком в Сахаре: Украина — угольное сердце двух империй, импортирует уголь миллионами тонн. Никто не может сказать, чем это кончится и не окажется ли Украина перед лицом неизбежности импорта электроэнергии;
  • проект общего энергорынка с РФ снимает проблемы экспорта (белорусская энергия может использоваться для сглаживания суточных колебаний в ОЭС РФ, а также позволяет задуматься о строительстве дополнительных блоков. В самом деле, если энергосистемы синхронизированы, а энергорынок общий, то не так уж и существенно, где физически находятся блоки. К тому же достроить пару блоков к действующей станции дешевле, чем строить новую двухблочную АЭС.

Поэтому заявление Семашко можно расценивать как намёк на некие достигнутые, но пока не озвученные договорённости. Ведь заявляя о строительстве, он тем самым признаёт, что проблема сбыта решена заранее. 


Экс-премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс в Facebook также обратился к теме БелАЭС, изложив пугающую картину её «истинного» предназначения. Ему отчего-то кажется, что РФ (а кто же ещё) затеяла этот проект с единственной целью: удержать республики Прибалтики в БРЭЛЛ. «В этом отношении самая большая угроза возникает в период до 2025 года, особенно в 2019-2020 годах. Эта угроза возникает из-за того, что в связи с тем, что затянулись переговоры стран Прибалтики, а также консультации с Польшей и Еврокомиссией, ни страны Прибалтики, ни Литва до сих пор не готовы к десинхронизации от системы БРЭЛЛ и самостоятельной долговременной работе электросистем в случае отсоединения от этой системы. Между тем в последнее время приближенные к Кремлю СМИ постоянно повторяют, что Россия реорганизует свои электросистемы на границах со странами Прибалтики и что после 2020 года Россия будет готова отсоединить и десинхронизировать электросистемы стран Прибалтики, не дожидаясь, пока наши страны будут полностью готовы к такой десинхронизации… Кремль начнёт пугать Литву, что после 2020 года она будет отключена от БРЭЛЛ, в связи с этим якобы понесёт большие убытки, а для того, чтобы остаться в системе БРЭЛЛ до 2025 года, Литва должна будет впустить электроэнергию с Белорусской АЭС. Добившись этого, Кремль выиграет не только битву, но и войну: позже, после 2025 года, Литве будет трудно не впускать электроэнергию с Белорусской АЭС, а это не только сделает эту АЭС прибыльной, это ещё на веки привяжет Литву к системе БРЭЛЛ», — пишет он. Как видите, мы не шутим.

Экс-премьер Литвы, выписывая этот коварный план, отчего-то забыл сказать, что о выходе из БРЭЛЛ та же самая Литва не устаёт долдонить со второй половины 2000-х. Она же сама его и инициировала, хотя к тому времени с момента подписания соглашения едва прошло 5 лет (подробнее см. тут). Что, к слову, стоило РФ немалых затрат: пришлось предусмотреть строительство дублирующих ЛЭП в северо-восточном направлении, а также обеспечить возможность автономной работы энергетики Калининградской области. А теперь, спустя 10 лет, они, видите ли, не готовы. Хотя сами же эту кашу и заварили.

Впрочем, эффективно мешать строительству Литва не может, хотя и продолжает действовать через экологические организации. Их последняя находка — постоянно сравнивать Островец и Припять (города-спутники АЭС).


Кроме того, напомним, что именно в Литве недавно подхватили выдумки т. н. экологов о масштабном пожаре на площадке строительства станции.