БелАЭС строят с небольшой задержкой, однако на ранее заявленные сроки окончания строительства и энергетического пуска это не повлияет. Такой вывод можно сделать из слов министра энергетики Беларуси Владимира Потупчика. Основных причин задержки две: нехватка квалифицированного персонала на стройплощадке и срыв сроков поставки оборудования. Тем не менее министр подтвердил, что в ноябре 2018 года на станцию завезут ядерное топливо, а в I квартале 2019-го начнут его загрузку в реактор. Его заместитель Михаил Михадюк в свою очередь уточнил, что энергетический пуск намечен на февраль 2019 года, промышленный — на декабрь.


К настоящему моменту работы по укладке бетона и монтажу арматуры выполнены на 91%, а график работ нарушен только на 5 из 130 объектов АЭС.

Директор департамента по энергоэффективности Михаил Малашенко утверждает, что ввод в эксплуатацию БелАЭС позволит снизить энергоёмкость ВВП Беларуси на 2%.

Тем временем Литва не оставляет попыток расширить бойкот БелАЭС и на страны ЕС. Европарламент в настоящее время рассматривает предложение о том, чтобы страны — члены ЕС могли ограничивать попадание на внутренний рынок электроэнергии из третьих стран. «Если эта установка вступит в силу в праве ЕС, за странами ЕС, в том числе и за Литвой, будет оставлено право не впускать электричество из Белоруссии, если Белоруссия не будет соблюдать правовые акты ЕС, особенно в сферах безопасности и защиты окружающей среды», — заявил депутат Европарламента от Литвы Бронюс Ропе. Для энергополитики ЕС это будет означать централизацию полномочий. До сих пор ЕС не регулировал такие вопросы. Для Беларуси это может усложнить или даже сделать невозможным экспорт электроэнергии в Латвию, которая в прошлом году отказалась поддержать литовский бойкот энергии БелАЭС. Напомним, тему БелАЭС, её безопасности и информационных атак на станцию мы неоднократно освещали на нашем ресурсе


С другой стороны, совсем не факт, что в ЕС пойдут на такое ужесточение: до сих пор ЕС не высказывал открытого недовольства строительством. Более того, в сентябре прошлого года Еврокомиссар Витянис Андрюкайтис даже вступился за станцию: «Как Сейм может законом утвердить, что Островецкая АЭС небезопасна? Во-первых, Островецкую АЭС ещё даже не начали изучать с точки зрения безопасности. Во-вторых, к Островецкой АЭС применяется вся международная система регулирования ядерной энергетики. В-третьих, если Островецкая АЭС будет небезопасной, она не получит лицензии на эксплуатацию. Так это или нет?..


Если у Литвы есть материалы, которые доказывают небезопасность, то пусть обязательно их предъявят. Только давайте договоримся, что не нужно распространять неверную информацию, вызывать всякие слухи. Слухи — это очень плохо».

Такое горячее выступление объясняется очень просто. В настоящее время в ЕС ведётся строительство станций — близнецов БелАЭС: «Пакш-2» (Венгрия) и «Ханхикиви-1» (Финляндия).  А значит, клевета Литвы — это уже не только предмет её отношений с Беларусью, ведь критике подвергается проект в целом, а не его белорусская реализация.

Российские и белорусские десантники своеобразно отпраздновали общую для армий двух стран дату: 100-летие образования Красной армии. Круглую дату отметили совместным лыжным походом, причём участники бежали навстречу друг другу из Пскова и Витебска.

Глава IT-компании Radius Group Дмитрий Мариничев анонсировал любопытный совместный российско-белорусский проект: строительство завода по производству оборудования для майнинг-ферм. Как известно, с конца прошлого года, после подписания декрета о цифровизации экономики, майнинг в Беларуси легализован, а также освобождён от налогообложения на ближайшие несколько лет. Скорый запуск мощной атомной станции, следствием чего станет снижение тарифов на электроэнергию, делает строительство такого завода ещё более привлекательным.

Впрочем, майнинг-фермы не смогут как-то глобально повлиять на загрузку станции. Вот, к примеру, ролик о майнинг-ферме, называемой крупнейшей в РФ.


Как можно узнать из ролика, годовое потребление такой майнинг-фермы около 39 млн кВт·ч в год. Тогда как производство электроэнергии только от одного энергоблока БелАЭС составит более 10 млрд кВт·ч, т. е. около 0,4%.

По всей видимости, завод станет резидентом ПВТ «Великий камень».