Весьма символично, что одним из первых (а то и самым первым) визитов нового посла России в Беларуси стало посещение строящейся БелАЭС — крупнейшего интеграционного проекта Союзного государства. Тем самым отдаётся дань важности стройки для российского государства.

Тем более что в последнее время по поводу проекта прозвучало сразу 2 громких заявления. Одно от президента РБ Александра Лукашенко, заявившего, что хорошо бы продлить срок возврата кредита: «Откладывается запуск первого блока аж на год... И коль сроки были сорваны (мы, конечно, не хотим идти в суды, судиться, как это по договору), мы договорились о том, что срок возврата кредита надо продлить».


Тут необходимо пояснить. Срок запуска не откладывается, это по-прежнему конец будущего года. Но первоначальный план предполагал сдачу первого энергоблока уже в 2018 году. Продлили его после известного инцидента с падением корпуса реактора. Лукашенко лишь напомнил об этом факте. В другой ситуации он, может быть, и забыл бы о нём, однако тут приходят на ум два слова: «налоговый манёвр». Из-за него в РБ ожидают существенного падения темпов роста ВВП. Механизм компенсации обсуждается, мы об этом писали. И, как видим, сам Лукашенко тоже его обсуждает. Что ж, его можно понять. Тем не менее никакого нового откладывания срока сдачи не предусмотрено — в «Росатоме» в сентябре это подтвердили.


Второе важное заявление прозвучало от главы МИД Латвии Эдгарса Ринкевичса. На совместной пресс-конференции с литовским коллегой он не принял «пас» Линаса Линкявичюса (тот выразил надежду, что Латвия последует примеру Литвы и откажется от закупок электроэнергии с белорусской атомной станции).

В этом случае снова-таки нет никакой сенсации: Латвия и в прошлом году говорила то же самое. Её позиция за этот год не изменилась, что и зафиксировал министр.

Ситуацию с экспортом белорусской электроэнергии мы внимательно отслеживаем, почитать по теме можно в наших материалах «На кого будет работать БелАЭС» и «Экспортозамещение БелАЭС».

Для Беларуси ближайшие годы станут временем завершения знаковых проектов в энергетике. Кроме сдачи БелАЭС, подходят к концу и проекты модернизации НПЗ. В конце сентября на заводе «Нафтан» завершили работы на второй установке гидроочистки: теперь завод производит дизтопливо только стандарта Евро-5. К тому же выросли объёмы. «До реконструкции на "Гидроочистке N2" получали более 1,2 млн тонн дизельного топлива в год. Сейчас производительность установки выросла на четверть», — сообщает пресс-служба предприятия.


В целом же объёмы переработки нефти на заводе вырастут до 12 млн тонн в год, а её глубина — с 73 до 90 %.

Обнадёживающий пример интеграции демонстрирует Иркутская область. Губернатор области Сергей Левченко хочет пригласить белорусских строителей для выполнения работ, но отмечает, что тащить стройматериалы за тысячи километров нерентабельно. Поэтому чиновник предлагает разумный компромисс: организацию белорусско-российского производства в области для нужд белорусских строителей.

Кроме того, через 2 года иркутская компания «ИрАэро» собирается начать регулярные полёты в Беларусь. «Сейчас проходит оснащение компании самолётами. Недавно было закуплено три "Боинга", которые могут осуществлять перевозку пассажиров до Европы. Сейчас хотим купить ещё несколько самолётов. Когда закончится оснащение авиакомпании, то сможем залицензировать маршрут в Минск», — заявил иркутский губернатор.


Это не только упростит сообщение между Иркутской областью и Беларусью: кроме сбыта строительных услуг и  участия в производстве стройматериалов, республика получит дополнительный турпоток. Скажем, в этом году чартеры «ИрАэро» привезут иркутских школьников на экскурсию в Брестскую крепость.