Начнём с экономики России, в которой, похоже, повторяется шок 2015 года. Только в то время он был вызван резким падением цен на нефть, а сегодня — сложным комплексом причин, в котором выделяются обострившиеся отношения России с Западом в контексте уже двух медиаскандалов («отравления» Юлии и Сергея Скрипалей и очередной «химической атакой» в Сирии), а также санкции США в отношении РФ, введённые как ответ в обоих скандалах.

Маленькое отступление, касающееся кавычек. Мы и ранее высказывали сомнение в том, что режим Асада мог применять химическое оружие. Год назад мы уже наблюдали происходящее сегодня во время похожей ситуации в Хан-Шейхуне. Однако не будем уподобляться администрации президента США и дождёмся выводов комиссии ОЗХО — её отправка в Сирию уже согласована.

Однако мы впервые взяли в кавычки отравление семьи Скрипаль. Дело в том, что МИД РФ со ссылкой на информацию, полученную в больнице, где лежали оба пострадавших, не подтверждает диагноза «отравление». «Больница ни разу прямо не подтвердила, что у Сергея и Юлии Скрипалей были какие-либо симптомы химического отравления и что их лечили именно от этого. Вот и сегодня Кристин Бланшард [главврач больницы городского округа Солсбери. — Ред.] лишь абстрактно рассказывает, какие в целом бывают симптомы и как их обычно лечат». Впрочем, даже без этого в деле хватает подозрительных моментов (уничтожение улик, внезапная поправка от якобы страшнейшего яда, боевого ОВ). Поэтому впредь упоминание об отравлении мы будем брать в кавычки.


Итак, к экономике. Котировки рубля падают, однако Центробанк РФ пока не собирается вмешиваться и выходить на рынок с валютными интервенциями. Видимо, списывают падение рубля на панику и хотят дождаться отскока, чтобы уже по его результатам принимать или не принимать такое решение. «Непонятно, где в этот момент регулятор и занял ли он выжидательную позицию. Курс рубля выше 60 рублей нам не нужен. Во-первых, при таком курсе инфляция через пару месяцев вырастет до 7–8% в годовом выражении, а при цене доллара 62–63 рубля — до 10–12%, и вся двухлетняя борьба Центробанка с инфляцией пойдёт прахом. Во-вторых, скачкообразные движения в курсе валюты способны остановить слабый экономический рост и наметившийся рост реальных доходов населения», — не согласен с таким решением инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин.


Ответом на санкции, а также мерой по снижению их последствий может стать создание российских офшоров. По данным издания «Ведомости», закон об их создании может быть принят уже весной, что поддержит тех самых российских бизнесменов, пострадавших от санкций. Детали проекта известны не полностью.

Учредить офшор хотят на одном из островов (остров Русский на Дальнем Востоке или, наоборот, под носом у Европы, недалеко от Калининграда. Нужны они для быстрого возврата средств российских бизнесменов, опасающихся за их сохранность. Напомним, ранее для этого планировалось использовать специальные облигации. Однако международная обстановка скорректировала эти планы.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель и глава правления компании «Газпром» Алексей Миллер пообщались через голову Петра Порошенко. Меркель в очередной раз заявила, что согласие на «Северный поток — 2» увязано с сохранением транзита через Украину. На что Миллер снова-таки дежурно ответил, что вопрос прекращения транзита никогда и не ставился. Он лишь сократится до 10–15 млрд кубометров. В  частности, из-за смещения добычи на север.


Тут необходимо пояснение. Сохранение транзита не тождественно сохранению договора о нём. Соответственно, попытки разорвать действующее соглашение о транзите неравноценны отказу использовать ГТС Украины. Просто процесс в Стокгольме выявил недостатки соглашения.  

Белорусские металлурги наращивают экспорт продукции на Украину, да ещё и серьёзными темпами: план на этот год — 240 млн долларов. Как известно, Украина сама активно производит и продаёт металл на внешние рынки. И такой мощный план по торговле может означать, что украинские металлурги проигрывают битву за себестоимость.


Продавать металл Украине — это хорошо, но ещё лучше — делать из него станки, справедливо полагает заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко. «Есть предложение о том, чтобы провести технологическую революцию, но без производства станков или средств производства это невозможно. В Красноярске на экономическом форуме буду поднимать вопрос о том, что необходимо срочно верстать союзную программу в сфере станкостроения. Мы, по большому счёту, сохранили станкостроение, но его нужно развивать, лучше и проще сделать это совместно», — заявил он.