В статье «Искусство адаптации», посвящённой оценке актуального состояния белорусско-китайского взаимодействия, основной акцент был сделан именно на торгово-финансовом направлении сотрудничества двух стран.

И как показал экспертный анализ, выстроенная модель торгово-финансового сотрудничества не принесла для Беларуси особых успехов:

  1. Прямые иностранные инвестиции так и не вышли на высоты, соответствующие объявленному уровню политического доверия.
  2. Отмечен рост кредитной нагрузки на экономику страны.
  3. В ходе исследования мы обратили внимание на огромную диспропорцию между китайским экспортом в Беларусь и белорусским в Китай, отметив при этом, что особых предпосылок для изменения данного тренда в ближайшей перспективе не предвидится, а также то, что в дальнейшем данная проблема будет лишь обостряться.

Вместе с тем растущий дисбаланс во взаимной торговле пока не мешает чиновникам и далее заявлять о поступательном развитии стратегического партнёрства с Китаем, а также анонсировать многомиллиардные китайские инвестиции и кредиты, идущие на модернизацию белорусской экономики.

Возникает логичный вопрос о том, как же происходит взаимодействие двух стран на примере конкретных крупных проектов белорусско-китайского сотрудничества.

Не лишним будет напомнить о том, что на проблемные аспекты в белорусско-китайском экономическом взаимодействии неоднократно указывал глава белорусского государства Александр Лукашенко, в частности, фактически признав «неудовлетворительной» работу по заводу «БелДжи», Светлогорскому ЦКК и картонному заводу в Добруше.

Итак, на данный момент в белорусско-китайском взаимодействии крупнейшими (без учёта Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» — данный проект ввиду своей «грандиозности» требует отдельного исследования) и одновременно наиболее проблемными являются следующие проекты.

Проект комплексного строительства объекта по производству мелованных и немелованных видов трёхслойного картона производительностью 200 тыс. тонн («Добрушская бумажная фабрика»).


В 2012 году президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ о строительстве на базе Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» производства мелованных и немелованных видов картона. Белорусское предприятие с полуторавековой историей нуждалось в модернизации, ввиду чего обещание китайских партнёров профинансировать и построить проект под ключ было принято руководством республики.

Китайские кредитные средства в долларах и юанях были предоставлены в соответствии с кредитными соглашениями между Государственным банком развития Китая и правительством Беларуси от 27 апреля 2012 года.

На кредитование инвестиционного проекта по техническому переоснащению филиала «Добрушская бумажная фабрика "Герой труда"» ОАО «Управляющая компания холдинга "Белорусские обои"» направлено 296,348 млн долларов и 328,575 млн юаней (постановление Совета министров № 656 от 17 июля 2012 года «О некоторых вопросах реализации кредитных соглашений с Государственным банком развития Китая».

Справка. Концерн «Беллесбумпром» выступил поручителем управляющей компании холдинга «Белорусские обои» по выполнению обязательств по погашению кредитов, предоставленных этому ОАО. Погашение долга должно осуществляться с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года по графику, утверждённому министерством финансов.

Проект включал в себя строительство, комплектацию и ввод в эксплуатацию до 2015 года производства мелованного и немелованного видов трёхслойного картона с объёмами около 200 тысяч тонн в год.

Генеральным подрядчиком по проекту первоначально выбрана китайская «Корпорация Сюань Юань» (Xuan Yuan Industrial Development Co.), с которой белорусская сторона заключила контракт на сумму 348,6 млн долларов.

Стоит отметить, что завод в Добруше — первый крупный комплекс подобного масштаба не только для Беларуси, но и для Китая. До этого специалисты корпорации «Сюань Юань» имели дело в основном с небольшими и менее сложными в строительстве бумажными фабриками.

В соответствии с планами площадь нового завода составляет более 300 тыс. кв. м, имеется также собственная ветка железной дороги, по которой планируют доставлять сырьё на предприятие. Инфраструктура комплекса включает завод по производству белёной химико-термомеханической массы для использования её в композиции картона, теплоэлектростанцию, лесную биржу, завод КДМ (картоноделательной машины), очистные сооружения и цех водоподготовки.

Первый скандал с проектом случился уже в 2015 году. 2 июля китайские рабочие (порядка 250 человек), занятые на строительстве картонного комбината в Добруше, покинули свои рабочие места и отправились в Гомель, а оттуда намеревались пешком дойти до Минска. Таким способом они выразили протест по поводу невыплаты заработной платы за 3 месяца.


Китайские рабочие дошли из Добруша до Гомеля, преодолев пешком около 30 километров. По пути к трассе Гомель — Минск колонну протестующих встретили представители китайского посольства и компании-нанимателя. После переговоров строители вернулись в Добруш.

Стоит отметить, что данное событие получило высокий негативный резонанс в белорусском обществе.

По итогам 2015 года генеральный подрядчик компания «Сюань Юань» так и не сдала завод заказчику.

По оценке прежнего премьер-министра Андрея Кобякова, китайская компания не смогла достроить завод мелованных и немелованных видов картона в филиале «Добрушская бумажная фабрика». Поскольку производство так и не было введено в эксплуатацию (по состоянию на апрель 2018 года), договорные отношения с компанией «Сюань Юань» были прекращены.

Справка. Предприятие планировали сдать в 2015 году. «Сюань Юань», в свою очередь, была освобождена от ряда таможенных пошлин и от пошлины на привлечение иностранной рабочей силы. В 2017 году корпорация оценивала готовность объекта в 97 %. С апреля 2017 года «Сюань Юань» находилась в списке должников перед белорусским бюджетом. В феврале 2018 года китайская компания подала в суд на министерство налогов и сборов Беларуси в суд.

Стоит отметить, что данная корпорация ранее уже лишалась контракта в Беларуси. Так, в 2010 году компания начала строительство завода по производству древесно-стружечных плит. Генподрядчиком выступило ОАО «Могилёвтехмонтаж», проектом занималось ЧПУП «Унистел». Финансирование осуществлялось за счёт кредитных ресурсов ОАО «АСБ Беларусбанк» с привлечением межбанковского кредита ChinaCitisBank (Китай). Однако в конечном итоге белорусская сторона осталась недовольна работой китайской компании. С формулировкой «в связи с невозможностью выхода на проектную мощность и не устранением китайской стороной замечаний» контракт был расторгнут. Для доработки производства по конкурсу привлекли немецкую компанию BINOS GmbH. 31 декабря 2014 года завод ДСП был введён в эксплуатацию.

В мае 2018 года правительство Беларуси предложило китайской корпорации CITIC Group «с учётом деловой репутации» рассмотреть возможность участия в завершении проекта по организации производства картона в Добруше.

Справка. СITIC Group — крупная промышленная торгово-инвестиционная китайская госкорпорация. По данным за 2017 год, CITIC Group заняла 172-е место в рейтинге Fortune Global 500. Выручка китайской компании оценена в 52,8 млрд долларов, прибыль — 3,2 млрд.

По состоянию на декабрь 2018 года проект по техническому переоснащению филиала «Добрушская бумажная фабрика "Герой труда" ОАО «Управляющая компания холдинга "Белорусские обои"» не сдан в эксплуатацию, срыв сроков составил уже более трёх лет. Финансовые потери Беларуси из-за невыполнения обязательств китайской стороной значительные.

Проект по строительству завода по производству сульфатной белёной целлюлозы («Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат»).

В соответствии с указом президента Беларуси № 391 «О строительстве завода по производству сульфатной белёной целлюлозы» в 2012 году генеральным подрядчиком определена китайская компания China CAMC Engineering Co.


Стоимость инвестпроекта составила около 850 млн долларов, из них 654 млн — кредит, предоставленный правительству Беларуси Экспортно-импортным и Индустриально-коммерческим банками Китая.

Справка. ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС» (China CAMC Engineering Co., Ltd.; далее CAMCЕ) входит в группу компаний Китайской национальной машиностроительной корпорации (SINOMACH). Компания САМСЕ основана в мае 2001 года. Основная деятельность — генеральный подряд международных проектов, внутригосударственное и зарубежное инвестирование и торговля. Сфера деятельности САМСЕ охватывает страны и регионы Азии, Африки, Америки и Восточной Европы.

Проект завода по производству сульфатной белёной целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский ЦКК» включает в себя строительство химического производства мощностью 400 тыс. т сульфатной белёной целлюлозы в год. В соответствии с планами ежегодно на заводе планировалось перерабатывать химическим способом 2,5 млн кубометров древесины, что составляет примерно 20 % лесосеки страны.

Справка. В 2017 году расчётная лесосека в Беларуси увеличилась на 3 % (349,1 тыс. кубометров) и составила 11 934,6 тыс кубов ликвидной древесины. Изменение расчётной лесосеки произошло за счёт естественного роста лесных насаждений и достижения ими установленного возраста рубки. В период 2012–2017 гг. расчётная лесосека увеличилась на 22,4 %, или 2 182,5 тыс. кубометров.

За 2017 год в целом по отрасли поставлено на экспорт лесопродукции и оказано услуг на сумму 150 млн долларов, что составляет 105 % к соответствующему периоду 2016 года. 

Запуск нового завода первоначально должен был состояться в 2015 году, затем был перенесён на 2017 год. По состоянию на конец 2018 года завод не функционирует. 13 ноября производство на заводе белёной целлюлозы в Светлогорске приостановлено в связи с необходимостью существенных технических доработок.

Первый конфликт с китайским генподрядчиком разразился из-за силового кабеля, который китайская компания уложила самовольно в нарушение действующих белорусских технических норм и правил. Уже после этого возник скандал с токсичными химическими выбросами после пробного запуска производства, который белорусская и китайская стороны не могут уладить до сих пор.

Так, пробный пуск завода, состоявшийся в 2017 году, оказался неудачным. После начала работы завода город Светлогорск накрыл едкий запах и местные жители заявили об «экологической катастрофе». Как полагают эксперты, это стало следствием грубейших нарушений в технологических процессах, допущенных компанией САМСЕ. В январе 2018 года, через два месяца после запуска, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь обязало остановить производство, а вице-премьер (на тот момент Владимир Семашко) стал лично курировать устранение недостатков.


Повторный тестовый запуск, начавшийся 7 июля 2018 года, также закончился неудачей (полученная продукция не соответствовала заявленному качеству, а воздух был сильно загрязнён) и вызвал волну протестов местных жителей.

25 сентября 2018 года проектная документация по заводу поступила на новую экологическую экспертизу.

Принято решение провести повторную оценку степени воздействия завода на окружающую среду с учётом выбросов меркаптанов. В настоящее время министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды закупает соответствующее оборудование и разрабатывает методики измерения вредных веществ. Такую же работу проводит и целлюлозно-картонный комбинат.

Стоит отметить, что в начале ноября прошлого года представители корпорации САМСЕ покинули территорию завода (по информации отдельных экспертов, китайские подрядчики, покидая завод, удалили программное обеспечение, управляющее всеми технологическими процессами). Китайская сторона, не выполнив условий соглашения с Беларусью, затребовала деньги за проведённые работы, мотивируя это тем, что завод вышел на 75 % мощности. По итогам переговоров белорусская сторона платить в полном объёме за нефункционирующий завод отказалась.

Вместе с тем ещё в 2016 году правительство Беларуси начало за счёт бюджета исполнять обязательства Светлогорского ЦКК по внешнему займу — новое производство к тому времени должно было уже функционировать. Исполнение обязательств, в том числе государственных, по внешнему займу рассчитывалось исходя из запуска завода в 2015 году. Завод запущен не был, следовательно, и тех финансовых потоков, которые могли бы обеспечить погашение кредитов, также не последовало. В 2016 году министерство финансов Беларуси за счёт республиканского бюджета начало исполнять обязательства Светлогорского ЦКК по внешнему займу. Это существенно усугубило ситуацию, так как Минфин автоматически переложил на плечи предприятия выполнение долговых обязательств.

На данный момент срок реализации инвестиционного проекта по строительству завода сульфатной белёной целлюлозы на базе Светлогорского ЦКК продлён на пять лет — с 2023 до 2028 года (указ президента Республики Беларусь №  460 от 22 декабря). В частности, продлеваются сроки возврата выданных Китаем займов. Правительству поручено обеспечить за счёт средств республиканского бюджета в 2012–2018 годах уплату основного долга, процентов за пользование покупательским кредитом в сумме 654,1 млн долларов, предоставленным Экспортно-импортным и Индустриально-коммерческим банками Китая, и расходов, связанных с уплатой (возмещением) комиссий по привлечению этого кредита. Светлогорский ЦКК будет их возмещать в бюджет с 1 января 2019 года по 30 сентября 2025 года.

Как итог реализации указанных выше двух мегапроектов для Беларуси: многомиллионные убытки, фактически срыв всей национальной программы модернизации деревообработки Республики, неработающие заводы и долги, возможные социальные проблемы.

Проект «Завод "БелДжи"»

Сотрудничать с корпорацией Geely Беларусь начала ещё в 2011 году. Было решено начать т. н. «отвёрточную сборку» автомобилей (когда автомобиль в Беларусь поставляется в виде готовых машинокомплектов). Первый такой автомобиль был собран уже в 2013 году. В сентябре того же года родилась идея строительства завода полного цикла, но к стройке приступили лишь в 2015 году.


Международная корпорация Geely — крупнейший производитель легковых автомобилей и один из самых активных инвесторов в данной сфере в Китае. В 2010 году компания выкупила бренд Volvo, в 2018-м стала крупнейшим акционером Mercedes.

17 ноября 2017 года состоялось торжественное открытие завода «БелДжи» — CKD завода (мелкоузловая сборка комплектов автомобиля) полного цикла, а именно: сварка, окраска и сборка.

Производственная мощность нового завода по выпуску автомобилей составляет до 60 тысяч автомобилей в год с возможностью дальнейшего увеличения производственных мощностей.

Стоимость завода составила 330 млн долларов, из которых 160 млн — это китайский кредит, выданный под гарантии белорусского правительства.

Справка. Открывая завод «БелДжи», президент Беларуси Александр Лукашенко назвал цифру ежегодного выпуска — 60 тыс. автомобилей, отмечая при этом, что для выхода на рентабельность необходимо ежегодно выпускать 35 тыс. автомобилей. «Рынок не просто насыщен, и конкуренты рыщут здесь, по Беларуси, и за её пределами, пытаясь найти хоть маленькую нишу, чтобы продать свой товар. Конкуренция очень сильная. (...) Думаю, что 60 тысяч автомобилей мы продадим и пойдём на 120 тысяч. Хочу, чтобы это предприятие было рентабельным. В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тысяч автомобилей в год, не имея дохода на этом предприятии», — заявил тогда Александр Лукашенко.

Вице-премьер Владимир Семашко (на тот момент) называл уже другую цифру, явно не коррелирующую с требованиями главы государства, — 25 тыс. автомобилей в 2018 году. Позже прозвучала и ещё одна цифра: продавать к концу 2018 года по 8 тыс. машин в квартал.

В соответствии с планами самого предприятия к концу 2018 года завод «БелДжи» должен был выпустить 15 тысяч 435 китайских автомобилей Geely. 8 ноября исполняющий обязанности генерального директора предприятия Геннадий Свидерский поставил ещё более амбициозные планы, но уже на 2019 год — 25 тыс. автомобилей.

Вместе с тем, по словам Геннадия Свидерского, с начала 2018 года по ноябрь на предприятии произведено всего лишь чуть более 5,4 тыс. легковых автомобилей. Не нужно быть аналитиком, чтобы констатировать простые вещи: срыв планов, а вместе с ними и всех финансово-экономических показателей работы предприятия.

Открытым остаётся вопрос и о степени локализации производства автомобилей. Первоначально в министерстве экономики Беларуси полагали, что возведение автомобильного завода станет драйвером развития сопутствующих отраслей, который вовлечёт и малый производственный бизнес.

Пока же из 100 % белорусских запчастей в «белорусских автомобилях» Geely только резина, да и то не на всех авто. Большинство аккумуляторов также импортные.


Официально же заявляется, что уровень локализации (то есть доли белорусских запчастей и белорусского труда в общей стоимости автомобиля) уже составляет 51,2 %. Большая доля локализации производства объясняется и тем, что автомобиль проходит все этапы сварки, покраски, сборки и тестирования на белорусском заводе. Но эксперты к этим данным относятся настороженно.

Справка. Согласно правилам ЕАЭС, с 1 июля 2018 года для свободного обращения автомобилей на территориях государств — членов Евразийского союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) производство должно иметь операции по сварке и окраске кузова, а уровень локализации — от 50 % (до этой даты — 30 %). По состоянию на 3 января 2019 года в реестре Евразийской экономической комиссии по локализации лишь один российский автоконцерн — КамАЗ, один белорусский — МАЗ и 6 казахстанских.

Сухая статистика продаж говорит нам о следующем: за 3 квартала 2018 года продано всего 1748 автомобилей марки Geely (из них 1541 — марки Atlas), что очень далеко от заявленных планов. К тому же, оценивая привлекательность бренда Geely для покупателей, необходимо учитывать, что значительное число из проданных автомобилей приобретено для государственных нужд.


К сожалению, с таким «внушительными» объёмами выпуска и реализации продукции завод далёк от почётного титула «Драйвер развития» автомобильной отрасли Беларуси.

Наличие завышенных оценок по рынку сбыта автотранспорта, отсутствие объективных прогнозов по его динамике в странах — членах ЕАЭС, а также институциональных основ (правил, регламентов, требования и т. д.) изначально предопределили наличие системных ошибок в данном инвестпроекте.

В результате завод мелкоузловой сборки комплектов автомобиля полного цикла так и не вышел на прогнозные показатели, что оставляет открытым вопрос о его эффективности и рентабельности.


***

В качестве общего итога можно кратко отметить следующее: для Беларуси отношения с Китаем должны были стать первым и самым значимым успехом внешней политики многовекторности, в том числе и в её реализации в конкретных проектах. Однако завышенные ожидания белорусской стороны натолкнулись на прогнозируемо прагматичную сдержанность Пекина. Китай оказался готов к очень осторожному развитию отношений — в той степени, в которой они ему выгодны.