Есть такой затёртый интернет-мем «В Бобруйск, животное!». Как он появился, неважно. Важно, что к реальному Бобруйску это отношения не имеет. Это один из самых населённых белорусских городов. Считается, что это как бы неофициальная еврейская столица Беларуси, хотя в черте оседлости были и другие не менее известные города с большими еврейскими диаспорами: Пинск, Витебск, Слоним… Да и Минск, наконец. Но всё же одну из самых больших порций еврейского колорита в Беларуси сохранил именно Бобруйск.

Многие бобруйчане считают, что Одесса вышла из Бобруйска, возможно, это правда — ведь Бобруйск таки очень интересный город.

Военный характер

C 1810 года, когда в Бобруйске построили крепость, город принял не только еврейский, но и военный характер. До сих пор здесь есть район, который называют Киселевичи. В советские времена это была закрытая зона. После Великой Отечественной и до 1990-х в городе стояли танкисты, вертолётчики, мотострелки, а за городом были шахты с ядерным оружием. Сейчас это просто следы былой эпохи. Без ракет.

А во времена противостояния больших держав, США и СССР, Бобруйск был отмечен на карте не потому, что тут живут весёлые люди, а потому что тут ядерное оружие. ЦРУ и другие подобные органы очень любили добывать схемы здешних объектов. Например, военного аэродрома.


Рассекреченная схема военного аэродрома под Бобруйском из архива ЦРУ. Была составлена примерно в 1950 году.

Но, как уже говорилось, есть тут военные достопримечательности и подревнее аэродрома. Это та самая крепость, построенная в 1810-м. Сейчас она, правда, полуразрушенная. Но пока ещё есть. В 1812 году она сыграла важную роль в Отечественной войне. Была важным опорным пунктом на пути наполеоновских войск на южном фланге.

«Удачный выбор места, где построен Бобруйск, оказал в Отечественную войну большую, неоценимую услугу. Ни одна крепость России никогда не была такой полезной, как Бобруйск в 1812 году», — писал русский историк XIX века Михайловский-Данилевский.


Бобруйская крепость в XIX веке. Фото: Википедия

Развалины выглядят очень красиво, их стоит увидеть.


Бобруйская крепость, октябрь 2018 года. Фото из личного архива автора

Рядом с развалинами крепости стоит ледовая «Бобруйск-арена», где проходят хоккейные матчи, а на поле рядом с ней — рок-фестивали. Кстати, с русским роком у Бобруйска связь особенная, но об этом позже.


Ледовая арена похожа на летающую тарелку. Октябрь 2018 года. Фото из личного архива автора

Адольф Исакович

До войны в городе жило очень много евреев. Многие из них называли сыновей именем Адольф. Ничего необычного в этом не было. Жил в Бобруйске человек немалой силы Адольф Исакович. Знатоки местной истории рассказывают, что он победил в цирке силача-гастролёра. Тот был чемпионом Европы по борьбе. Титул перешёл к Адольфу Исаковичу. Это было на заре советской власти. И раз в Бобруйске появился свой чемпион Европы, то его решили избрать депутатом в местный совет.

А жил он на Социалке. Дело в том, что главным местом притяжения в старом Бобруйске, да и в новом, всегда была улица Социалистическая, которую тут называют Социалкой. Это, если хотите, местный Арбат, Бродвей. В общем, улица для прогулок. У евреев была такая традиция — надевать хороший костюм и гулять по Социалке. Сегодня на улице есть различные кафе и интересный памятник бобра в костюме, напоминающий о тех традициях.


Бобёр в костюме на Социалке. Фото из Википедии

Адольф Исакович проживал на этой самой Социалке. В конце 30-х, как говорят всё те же знатоки местной истории, за ним пришли четыре сотрудника НКВД. Он их выкинул в окно, а сам сбежал. Долгое время о нём ничего не было известно, но когда в прессе стали появляться истории о волосатом «снежном человеке», то некоторые бобруйчане стали говорить: «Так это ж наш Адольф Исакович. Тоже был огромный и волосатый».

Другой интересный исторический персонаж — купчиха Кацнельсон. Она жила в городе в начале XX века. Как-то, путешествуя по Прибалтике, присмотрела себе один дом. Как гласит легенда, купила и привезла его в Бобруйск по частям. Это вполне возможно — Кацнельсон торговала лесом, и её имя было известно даже в Англии. Рекомендуем посмотреть этот дом всем ценителям настоящей архитектуры. Он находится на улице Интернациональной. Дом построен в стиле модерн. Кроме жилища Кацнельсон, здесь был офис местного революционного комитета (в 1918 году). Располагалась там долгое время и библиотека. А по состоянию на осень 2018-го здание временно пустовало.


Дом Кацнельсон. Фото из личного архива автора

Находится зелёный дом рядом с ещё одним интересным объектом — училищем олимпийского резерва. Раньше в этом здании был ДК, в котором зародилась и давала первый концерт группа Би-2. Да-да, она родом не из Питера, а из Бобруйска. И да, Лёва и Шура таки успели пожить в Израиле.


Тот самый бывший ДК, где теперь училище олимпийского резерва. Фото из личного архива автора

Кино и книги

Другой выходец из Бобруйска — Эфраим Севела. Когда-то был очень известен как кинорежиссёр, но потом его имя убрали с афиш, ведь в советские времена он боролся за право евреев выезжать в Израиль. В 1971 году, после того как он пытался «оккупировать» приёмную Президиума Верховного Совета СССР, его выслали из страны, и он попал-таки в Израиль с 24 своими единомышленниками.


Памятник Эфраиму Севеле возле кинотеатра «Товарищ». Это совсем недалеко от дома Кацнельсон. Фото из личного архива автора

Кстати, Севела потом всё-таки вернулся в бывший СССР. Жил в Москве, где умер в 2010 году. Он не только снимал кино, но и писал книги. Конечно, в текстах вспоминал и Бобруйск.

В самом начале нашего текста упомянуто, что Бобруйск фигурирует и в знаменитой книге Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Помните, там описывается съезд «детей лейтенанта Шмидта», и Паниковский пытается присвоить себе всю Среднерусскую возвышенность?

«— Как? Всю возвышенность? — заявил Балаганов. — А не дать ли тебе ещё Мелитополь в придачу? Или Бобруйск?

При слове "Бобруйск" собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом».

В честь этого литературного комплимента возле восстановленной старинной водонапорной башни в Бобруйске поставили памятник Шуре Балаганову. Это на углу улиц Пушкина и Пролетарской.


Шура Балаганов. В руках та самая тарелочка с голубой каёмочкой. 


Та самая водонапорная башня. Фото из личного архива автора


У памятника Шуре стоят вот такие указатели. Среди прочих городов и весей видимы Минск и Плещеницы. Это не случайное соседство. Есть такая белорусская присказка: «В Беларуси три столицы: Минск, Бобруйск и Плещеницы». Плещеницы — это небольшой посёлок в Минской области со своей богатой историей.

Церковные памятники

Несмотря на то что Бобруйск — это вроде как город с еврейским имиджем, здесь немало христианских храмов. Пожалуй, уникальный объект, который вобрал в себя сразу несколько эпох, — это Костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Во времена СССР его догадались встроить в здание завода. Часть его архитектурной композиции сегодня скрыта. Костёл находится по адресу: Октябрьская, 121. Советую посмотреть на него всем ценителям готики и извращённой эстетики. Посмотрите на фото. Сами всё поймёте.


Костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Кроме того, в городе есть Свято-Никольский собор, построенный в ретроспективно-русском стиле в конце XIX века. Во время отступления Красной армии в 1922 году (было противостояние с Польшей) из храма забрали ценностей на 2,5 тыс. золотых рублей (это примерно 80 тыс. долларов по сегодняшним меркам).

Во время Великой Отечественной войны церковь открылась вновь и действовала до 1964-го. В то время все предметы культа отдали общине, а здание забрали снова и переделали под плавательный бассейн.

В 2003 году храм отдали православной церкви. В 2007-м его освятил митрополит Филарет, тогдашний предстоятель БПЦ. Сегодня храм ждёт всех поклонников русской архитектуры и паломников по адресу: Советская, 76. Кстати, в его восстановление (перестройку обратно из бассейна в храм) вложили средства не только известные белорусские бизнесмены, но и российский олигарх Гуцериев.


Свято-Никольский собор. Фото из личного архива автора

В шоколаде

В самом начале упомянуто, что Бобруйск — это ещё и родина пролетарского зефира. Именно в этом городе делают знаменитый белорусский зефир под маркой «Красный пищевик». У этого бренда большая сеть магазинов по всей Беларуси. Продаётся он и в других странах, например, в Израиле и России. Примерно 62–63 % акций кондитерской компании находятся в руках государства, то есть это почти госпредприятие.


Здесь рождается пролетарский зефир. Фото: сайт ОАО «Красный пищевик»

«Красный пищевик» считается старейшим предприятием кондитерской отрасли Беларуси. Начиналось оно, конечно, с небольшой еврейской фирмочки. В 1870 году это был дрожжевой заводик купца Хонона Райцина. Сначала там было всего лишь три работника.

Фирма несколько раз меняла владельцев. Ими были в основном евреи. После революции, естественно, производство было национализировано. Некоторое время завод не работал, но всё же возродился к 1924 году. Затем, в 1929-м, на его базе сделали фабрику «Красный пищевик». Начали производить мармелад. Зефир освоили примерно за шесть лет до войны с Гитлером.


Сейчас компания активно развивается. Делают даже зефир с мацой. Недавно открылся мармеладный завод-филиал в белорусском городке Славгород.

Как попасть в Бобруйск

Если вы решили-таки посетить этот славный город, то из Минска туда можно доехать поездом. Но, выбирая этот вариант, помните: поезда комфортные и ходят быстро, однако часто это неудобно по времени прибытия/отправления. Более удобный вариант — автомобиль. Время в пути — не больше двух часов из любого областного центра Беларуси или из Минска. Можно приехать и автобусом (маршруткой).

Чтобы посмотреть город, в принципе, хватит одного-двух дней. Можно остаться и подольше. Мы же не обо всех достопримечательностях вам рассказали. Должна быть какая-то загадка. Намекнём, что стоит поискать старинное пожарное депо, бьющие только в 7:40 часы, несколько синагог, гарнизонную церковь святого Георгия. Всё. Остальное загадка.