Слишком долго в Беларуси измеряли успех объёмом произведённых товаров, но не проданных. Потому и стали говорить о проблеме разгрузки складов. Всё это усугублялось имиджевой проблемой. Отечественный покупатель стал всё больше избалован широким ассортиментом товаров из-за рубежа, как и потребитель на других традиционных рынках сбыта. Плюс изначально западный уровень маркетинга и продвижения на порядок выше.

Вроде бы можно было частично выигрывать за счёт сбыта своего привычного отечественного ширпотреба не в столицах Беларуси и России, а в регионах. Там покупатель сначала был не такой капризный. Но заграничные конкуренты тоже не спали. Им на руку играла армия мелких предпринимателей, которые считают, что можно всю жизнь заниматься схемой «купи-продай-турецкое-и-китайское». Затем хорошо продвинул иностранную продукцию более организованный крупный ретейл.

К сожалению, не все сделали работу над ошибками. В Беларуси до сих пор можно услышать от отдельных отечественных представителей нехитрый посыл: «Власть, родная, дай ещё протекционистских мер!». А когда с ними так же поступают на рынках соседних стран, то звучат обвинения по поводу недобросовестной конкуренции и барьеров.

Конечно, защитой своего рынка тоже нужно заниматься. И это хорошо показал 2017-й, когда в Беларуси предприниматели из Средней Азии стали активно открывать магазины дешёвых товаров, в основном одежды. Эти торговые точки прозвали «тюбетейками». Торговые точки запустились в провинции в пустующих помещениях. Документы на товар часто или отсутствовали, или продавалось одно, а сертификат был на другое. Отследить происхождение продукции не всегда представлялось возможным. Скорее всего, это китайский контрафакт. Были там и другие нарушения, но люди брали, потому что в райцентрах зарплаты обычно не минские. Хочется сэкономить. Естественно, «тюбетейки» навредили отечественному легпрому и продавцам качественных зарубежных изделий. Рано или поздно в такие магазины приходила налоговая и другие контрольные ведомства. Насколько мне известно, в скором времени вопрос с такими магазинами должен быть решён.

Тем временем более конкурентная по цене продукция из Юго-Восточной Азии находит свой контингент и в Минске. Открылся магазин так называемых «подделок под бренды»…

В общем, можно ещё долго перечислять ходы маркетологов, которые позволяют захватывать рынки в Беларуси и в целом в ЕАЭС. Главное же не в этом, а в традиционном «Что делать?». На мой субъективный взгляд, нужно пользоваться всеми явными субсидиями, которые даёт государство. Например, в Беларуси недавно утверждены тарифы на газ на 2018 год. Для целого ряда сфер введены льготные цены. Есть среди них и легпромовские направления. Другой пример. Государство многое сделало для модернизации минского предприятия «Камволь». Того самого, из тканей которого, как правило, шились знаменитые пальто членов Политбюро. Причём проценты по кредитам, которые дал компании «Беларусбанк», выплачивать будет бюджет. В таких условиях надо ужиматься и выделять деньги для «перекупа» у других бизнесов хороших маркетологов, дизайнеров, рекламщиков и т. д. Нужно думать о выгодных схемах для ретейла. Наши рассказы о качественных тканях и традициях белорусского легпрома не удержат рынки. А ведь потенциал у нас очень большой, и есть достаточно успешные проекты в производстве курток, обуви и т. д. Надо, чтобы таким был весь легпром. Ну и, конечно, в рамках ЕАЭС нужна кооперация, обмен опытом. И не только по технологиям производства, но и по маркетингу, рекламе, продажам.