Сейчас сотрудничество России и Белоруссии в сфере сельского хозяйства, безусловно, развивается, поскольку у стран одинаковые цели и задачи, и они могут решить их исключительно совместно. Ни Беларусь, ни Российская Федерация, к сожалению, не могут по одиночке обеспечить выход на передовые рубежи в сельском хозяйстве 21 века, которое сейчас позволяет добиваться высоких количественных и качественных результатов. Интересны две отрасли, в которых такое сотрудничество будет наиболее востребовано: семенное и племенное хозяйство. Очень трудно сейчас сохранить то разнообразие сортов растений и пород сельскохозяйственных животных, которое необходимы для того, чтобы быть на передовых рубежах. Второй вопрос – это обеспечение кормами, который сейчас, к сожалению, решается путем интегрирования в западную систему сельского хозяйства.
Без решения этих двух вопросов говорить о настоящей продовольственной безопасности – это профанация. Фактически, в таких важных аспектах и Белоруссия и Россия зависят от мирового разделения труда, и в любой момент могут быть поставлены в очень неудобное положение путем ограничения доступа по этим двум категориям.
И третья категория, конечно, - это новые биотехнологии, которые сейчас очень бурно развиваются и без которых, с моей точки зрения, сельское хозяйство не выживет.
Наше отношение к генетически модифицированным организмам достаточно спорное, это вызывает большое количество дискуссий, опасений, иногда не имеющих под собой никакой основы. Я считаю, что рано или поздно разумное генетическое модифицирование сельскохозяйственных организмов будет развиваться, но здесь очень важно под контролем государства производить такого рода научные и опытные изыскания, чтобы не оказаться в арьергарде нового сельского хозяйства, которое сейчас очень активно развивается и в чем-то заменяет собой химизацию и механизацию, которые уже дошли до своего логического предела.
Белорусский опыт очень полезен в плане того, насколько бережно было сохранено все советское наследие. Я должен сказать, что Белоруссия осталась неким очень показательным заповедником или оазисом, где был полностью сохранен советский индустриальный уклад.
С другой стороны, Россия является научным и ресурсным донором для Беларуси.
Сочетание белорусских подходов и российских ресурсов и мозгов может быть очень плодотворным и привести к серьезным успехам в сельском хозяйстве, поскольку возможности Союзного государства позволяют обойтись без помощи, допустим, Китая и Индии. Очень важно сохранить свои уникальные семенной и племенной фонды, которые и позволяют существовать независимо от мировой системы разделения труда.
Россия и Белоруссия являются мировыми монополистами по производству калийных удобрений. А то, что касается фосфора: у России и Белоруссии отсутствует легкий фосфор, но его и во всем мире становится все меньше и меньше. В его добыче монополистом является Марокко, которое сейчас используют как донора для всей западной системы сельского хозяйства. У США с Марокко есть долгосрочное соглашение, которое определяет объемы фосфорных удобрений, которые США гарантировано получает из марокканских фосфоритов.
С другой стороны, у России существует большое количество месторождений второго сорта. При исчерпании легкодоступных запасов фосфора у России останется возможность по-прежнему быть в числе стран, которые могут самообеспечивать себя фосфорными удобрениями и осуществлять экспорт фосфорного сырья.