Только здесь можно увидеть логотип российской Ассоциации внешнеполитических исследований имени Громыко рядом с эмблемой USAID. Среди партнёров очередного форума «Минский диалог» в этом году есть институции, скажем так, с разных траекторий и векторов международной политики. Беларусь продолжает поддерживать недавно сложившийся образ страны-площадки для международных переговоров и примирения.

Встречи контактной группы по украинскому кризису уже не дают должного медиаэффекта. Саммиты, подобные нормандскому формату, в Минске пока не проходят. И не факт, что ожидается новая серия высоких встреч. В этой ситуации международный форум «Минский диалог» пришёлся весьма кстати белорусским властям. Частично на него были брошены государственные ресурсы, но немалая доля расходов — от фонда имени Конрада Аденауэра. Напомним, что эта институция связана с Христианско-демократическим союзом, в который входит Ангела Меркель.

Ранее «Минский диалог» был просто одним из брендов, под которым в столице Беларуси проводятся круглые столы и конференции, но потом он вышел на серьёзный формат. В нынешнем форуме участвовал Александр Лукашенко (как и в форуме прошлогоднем).

На этот раз слоган собрания экспертов, дипломатов и СМИ звучал предельно честно: «Европейская безопасность: отойти от края пропасти». Организаторам даже пришлось немного оправдываться за такую провокационность. Но вряд ли тут можно говорить о сгущении красок. Это констатация факта.


Одна из конференций «Минского диалога» в Минске. Крайний слева — основной организатор площадки Евгений Прейгерман. Фото: minskdialogue.by

«Послевоенная Ялтинско-Потсдамская международная система продолжает разрушаться, а новых международных режимов, которые отражали бы современный баланс сил, пока не создано. Международные организации не в состоянии оказать существенное сдерживающее влияние на действия противостоящих друг другу великих держав», — гласит доклад «Минского диалога», и тут вряд ли поспоришь.

Можно называть это банальными рассуждениями о том, что все и так знают. Но чем больше будет «проговаривания» очевидного, тем меньше будет возможности «заговаривания» проблем. Это хорошая новость. А плохая в том, что признание факта болезни — только первый шаг к лечению. Если никто не знает, где взять лекарство, то шаг этот бесполезен.

Естественно, на форуме много говорили о необходимости диалога. Глава МИД Беларуси Владимир Макей сделал на этом особый акцент. Было и заявление, что главная задача — хотя бы усадить конфликтующие стороны за один стол. Макей ещё раз подтвердил, что Минск готов принимать и нормандский, и другие форматы. Другое дело, что не все на Западе обязательно хотят собираться именно в Беларуси и в нормандском формате.


Импровизированный подход Макея к прессе на «Минском диалоге».

Макей уверен, что отложенная из-за «накладок в графике» встреча Александра Лукашенко и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини состоится в ближайшем будущем. Либо президент встретится с её преемником Жозепом Боррелем. Журналисты увязывают эту встречу с ожидаемым подписанием договора о визовых послаблениях с ЕС. Основной момент — взаимное удешевление. Базовый сбор за «шенген» для белорусов будет 35 евро вместо 60. Россия более десяти лет назад решила этот вопрос.

Скоро, в феврале 2020-го, вступают в силу новые правила. В «общем порядке» нужно будет платить сбор в 80 евро, если Беларусь не успеет подписать соглашение с ЕС. Это весьма чувствительный вопрос для части населения республики. Люди ездят не только в Россию и на Украину, но и в ЕС.

Если политики успеют решить вопрос в ближайшее время, народ это воспримет позитивно. Более того, визовые послабления уравняют возможности жителей Союзного государства на «внешнем треке».

На западном направлении тоже готовится важное событие — визит Александра Лукашенко в Австрию. По данным СОНАР-2050, визит назначен на 12 ноября. Для многих белорусских журналистов это секрет Полишинеля, но Макей всё же не стал озвучивать дату. Подтвердил лишь, что будет визит в ЕС. Новость существенная. Лукашенко, мягко говоря, редко посещает Западную Европу. Были поездки в Литву, Италию, Ватикан, Австрию, Швейцарию. Далеко не все официальные, некоторые «рабочие, совмещённые с отдыхом».

Макей также заявил на форуме, что политика сдерживания — опасная иллюзия. Может стимулироваться гонка вооружений. А этот процесс, в свою очередь, может выйти из-под контроля.

Такие заявления — вполне ожидаемая и естественная реакция белорусских властей на милитаризацию региона, особенно в контексте того, что происходит на Украине.

Другой нюанс. В речи Макея прозвучали два разных термина: союзники и партнёры. Наверное, это очередное аккуратное разъяснение «политики партии» для алармистов, которые считают, что Беларусь «отвернулась на Запад» от российских союзников.

В то же время он заявил, что две интеграции не являются заклятыми соперниками. А гостям форума раздавали брошюры на английском языке с идеей экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Весьма актуально для делового сектора в Союзном государстве. К тому же здесь просматривается тема китайского транзита.

Клоуны и пропаганда

Как бы «случайно» в первый день форума рядом с отелем проходил пикет одной из оппозиционных платформ. Формально это был сбор подписей за выдвижение кандидата (в стране вот-вот пройдут парламентские выборы). По факту — целое представление с участием местных анархистов, загримированных под клоунов-джокеров. Милиция их задерживать не стала. Внимание дипломатов и прессы удалось привлечь лишь отчасти. Под занавес светового дня пикетчики принесли мегафон и отчаянно кричали о неких ценностях, за которые «европейцы сражались тысячелетиями».

То, что на них не обратила внимания большая часть солидной диптусовки форума, говорит само за себя. Западу уже неинтересно делать в Беларуси ставку на маргиналов…

На панельной дискуссии форума, где главной темой была проблема пропаганды и контрпропаганды Алексей Венедиктов и некоторые другие поведали публике старую байку о том, что журналист должен просто предоставлять аудитории факты, а она уже сама решает, что да как. Однако очень сомнительно, что на практике абсолютно все СМИ будут тратить свой эфир или «газетную площадь» сайта на каждого политического фрика, что и показал этот форум. Эфирное время стоит денег. Это ведь и реклама в том числе.

В кулуарах эксперты раскусили незатейливый секрет дискуссии: на сцене был очередной спарринг русского и украинца. В нашем случае — Алексея Венедиктова и Владимира Фесенко (центр «Пента», Украина). Динамично, эмоционально, но не совсем продуктивно.

На дискуссии, где иногда удавалось вставлять свои реплики двум участницам из западных стран, ожидаемо много говорили о вызове блогерства. О том, как оно изменило медийный ландшафт. Венедиктов скептически отнёсся к идеям коллег о регулировании соцсетей. Мол, это бесполезно, да и государство не сможет. Явление же глобальное. Кто, например, поставит под контроль «Твиттер» Трампа с миллионами фолловеров? Сам Трамп? Но тут же главред «Эха» признал, что всё-таки соцсети регулируются корпорациями-владельцами. Потом гуру договорился до того, что госрегулирование частично затрагивает и соцсети. Как и на площадях, там нельзя призывать к убийствам и насилию.

Ещё одно заявление от Венедиктова: пропаганда может быть построена на правильных фактах. То есть что надо сказали, о том, что не надо, умолчали. Вроде бы не соврали, но занимаются пропагандой. Не журналистикой. Настоящий журналист просто сообщает обо всём, не задумываясь о последствиях.

Из зала сделали ремарку: как же тогда быть с качественной аналитической журналистикой? Ответ был просто гениальный. Если коротко, то лгать и ошибаться — не одно и то же. Каждый имеет право на ошибку.

Это, конечно, пример самой обычной манипуляции. Почему бы просто не признать, что сейчас многие СМИ, в какой бы плюрализм они ни играли, часто работают на ожидания определённой аудитории или своего учредителя. «Эхо Москвы» тому яркий пример. Несмотря на то, что там звучат разные мнения, всё равно есть свои магистральные сюжеты.

На ошибку журналист право, может быть, и имеет. Но точно не в новостях, где ошибки всегда будут, однако их процент должен быть доведён до минимума. Журналист-новостник всё-таки не может сообщать обо всём, он всё равно будет фильтровать. Венедиктов по своей традиции согласен и с этим. Ведь его редакция не даёт в ленту сообщения анонимных телеграм-каналов.

Ошибки в аналитике? Приемлемы ошибки в прогнозах или несбывшиеся предположения. Нельзя считать ошибкой некомпетентность. А её сейчас хватает и в СМИ, и у блогеров. Каналы дистрибуции контента доступны каждому. Чтобы ловить хайп, много ума не нужно. А вот качественный продукт умеют делать далеко не все.

Владимир Фесенко правильно подметил, что слишком много сейчас в соцсетях эмоций, особенно негативных. Это хорошо «заходит» публике, чему эксперт не рад. По его мнению, в пропаганде обязательно есть три элемента: манипуляция, авторитаризм, агрессивное воздействие. Вроде бы всё так. Но есть и положительная пропаганда: ЗОЖ, к примеру.

Фесенко напомнил, что Украина втянута в войну, а на войне приемлемы частичное ограничение свободы слова и контрпропаганда. Черчилль, наверное, переворачивается в гробу. Ему в условиях войны удалось сохранить тогдашний британский уровень свободы слова…

Кстати, Венедиктов не видит разницы между пропагандой и контрпропагандой. А Фесенко видит. Он считает, что это может быть не только противопоставление правды неправде, но и «работа с эмоциями». Забавно. Под это определение как раз подходит триада манипуляция — авторитаризм — агрессия. И как тогда определить, где пропаганда, а где контрпропаганда?

Ещё тезис Фесенко: использование пропаганды для возбуждения насилия может быть наказуемо так же, как и военное преступление. Ну что же? Тогда и действующего украинского президента надо судить военным трибуналом? Широко известно видео, где он выступает ещё в качестве комика-пропагандиста, который вдохновлял бойцов на передовой.


Главред «Эха» в ответ не стал вспоминать о прошлом Зеленского. Но, конечно, подловил Фесенко на теме военных трибуналов и жёстко подколол. Сказал украинцу, что ему можно работать в идеологическом отделе Кремля.

Дельная мысль Фесенко заключается в том, что соцсети создают эдакую информационную охлократию, когда тон задаёт толпа. В ней есть и «горлопаны». На языке дипломатов: лидеры мнений, инфлюэнсеры. 

Ракеты и роботы

К сожалению, на дискуссии так и не была создана терминологическая рамка, вокруг которой можно было спорить более предметно. Не сказали гранды и о том, что соцсети уводят аудиторию от многих СМИ с помощью кастомизации. Ты сам выбираешь френдов, сам решаешь, кого забанить, на кого подписаться. Можно построить свой мирок.

Венедиктов на дискуссии попытался рассказать и старую сказку о нейтральности: «Мы не подпишемся ни под Кораном, ни под Библией». Но журналист тоже человек, у него могут быть и политические взгляды, и религиозные.

Другое дело, что нужно максимально уходить от предвзятости. Её суть довольно точно описал на форуме белорусский сенатор Сергей Рахманов — роботизация мышления. Развивая его мысль, отметим, что люди сейчас действуют, как нейросети, «вычисляя» оппонента по словам-маркерам. Делают далеко идущие выводы на основе одного клика в поисковике или статьи в Википедии. Выводы часто поверхностные и ошибочные. Отсюда неумение вести диалог.

Что касается кризиса доверия, то его причины верно нащупал бывший министр иностранных дел Беларуси Иван Антонович. Он успел поработать ещё в советских дипломатических структурах. По его словам, раньше лидеры никогда бы не выдали публике конфиденциальный политический диалог. Сейчас все знают о случае Зеленский — Трамп. Откуда здесь взяться доверию.

Хороший пример показал на форуме Александр Лукашенко. Его попросили приоткрыть тайну: о чём был разговор с Зеленским в Житомире. Президент Беларуси дипломатично пояснил, что всё рассказывать без разрешения коллеги не может. Некоторой информацией о встрече он всё же поделился.

Зеленский хочет решить проблему войны, но он не всемогущий. Это конфликт Украины и России, но без участия США мирный процесс не пойдёт. Утверждения Трампа о том, что Европа ничего не делает, — перекладывание с больной головы на здоровую.

Главная беда не только в войне, а в том, какую экономику получил Зеленский в наследство. Как и общество, разделённое множеством линий.

Лукашенко считает, что все раны зарубцуются и надо идти на контакты. Не стоит игнорировать руководство ЛНР и ДНР.

«Сегодня мы Украину подарили своим соперникам, своим врагам», — сказал Лукашенко на форуме.


Фото: «Минский диалог»

Интересна и вот эта цитата Лукашенко: «Пора объединить голоса и сказать великим, что они не такие великие». Президент считает, что крупным державам не стоит прятаться за ширму величия.

По его словам, необходим новый саммит «Хельсинки» под эгидой ОБСЕ или ООН. Но ничего нельзя решать без тяжеловеса Китая.

Российский сенатор Алексей Пушков много говорил о проблеме выхода Штатов из ДРСМД, о наращивании натовского присутствия на Балтике и в Чёрном море. Удалось же в Сирии договориться с американцами о поведении в небе. Нужно договориться и здесь.

Пока, по его словам, нет вменяемого диалога с НАТО. Нет смысла посылать в штаб-квартиру альянса нового посла. А европейская политика санкций ничего не даёт, ЕС только потерял деньги от контрсанкций. И всё равно Еврокомиссия поддерживает санкционную политику. Однако ЕС отсутствует в регионах, от которых зависит будущее Европы.

Штаты долгое время имели большой простор действий на Ближнем Востоке и не только. Они не решили за 20 лет проблему Израиля и Палестины, разрушили Ирак. В Ливии достигнута «блистательная катастрофа» и т. д. США сейчас уходят из международных договорённостей, и это создаёт нестабильность.

Экс-посол Штатов в России, бывший заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу согласился, что США надо подключаться к разрешению кризиса на Украине. Он не против ввода туда миротворцев из Беларуси, Швеции и Финляндии.

Подвести черту можно словами экс-министра Антоновича. В конце XX века через доверие удалось построить диалог и положить конец холодной войне. Но перестройка покатилась по незапланированному пути, позитивная динамика ушла в песок. Пятнадцать бывших республик оказались в сложной ситуации, никому не нужными.

И всё же не надо жалеть об уходящих эпохах. Все эпохи уходят. Внук легендарного дипломата Андрея Громыко — Алексей Громыко — добавил, что стоит жалеть о невыученных уроках прошлого…