Конституционная реформа в Беларуси уже не первый месяц является ключевой темой для обсуждения. Но если до 2020 года новая редакция основного закона РБ была скорее вопросом отдалённой перспективы, то в 2020 году она стала предметом жизненной необходимости. Однако каждая из частей белорусского общества в конституционном процессе преследует свои цели.

Для части протестующих (избирательный штаб Виктора Бабарико первым выступил за возврат РБ к конституции образца 1994 года) конституция является инструментом ограничения власти Александра Лукашенко и одним из способов его постепенного отстранения от управления страной.

Для власти в лице Александра Григорьевича, главного выгодоприобретателя от текущей конституции, и его сторонников реформа является неудобством, наступление которого хочется максимально отсрочить.

Для России как гаранта белорусского суверенитета новый текст основного закона РБ — инструмент стабилизации союзника, перезагрузки белорусской власти и примирения враждующих частей белорусского общества.

Как видно, цели у всех сторон разные. Но если противники и сторонники действующего главы РБ преследуют разные цели, то России как стороннему, но небезразличному наблюдателю представилась возможность стать модератором белорусской конституционной реформы. Помимо роли России как гаранта белорусского суверенитета, подкрепляет право предлагать, но ни в коем случае не навязывать успешно проведённая конституционная реформа, направленная на перераспределение полномочий между ветвями власти и ограничение полномочий президента.

Поэтому данное исследование является взглядом со стороны на ряд специфических особенностей функционирования белорусской власти, заданных конституцией РБ образца 1996 года.

  • Главным недостатком белорусской конституции является её крайняя несбалансированность. Глава государства наделён аномально широкими полномочиями, которые не свойственны ни одному главе государства на территории бывшего СССР и позволяют президенту вмешиваться в действия любой ветви власти.
  • Разделённый на две палаты парламент является несамостоятельным, депутаты нижней палаты лишены права назначать высших чиновников, их право законодательной инициативы усечено. Из состава парламента была выделена Счётная палата, которая впоследствии была преобразована в финансово-экономическую спецслужбу — Комитет госконтроля.
  • Конституционному и Верховному суду недостаёт самостоятельности и ряда прав, в частности самостоятельного толкования конституции (в случае с Конституционным судом).
  • Управление делами президента из ведомства, обслуживающего функционирование высших органов государственной власти и топ-чиновников, превратилось в симбиоз органа государственной власти и корпорации, ведущей активную хозяйственную деятельность, отчитываясь исключительно перед президентом.
  • Местное самоуправление в республике является декларативным и несамостоятельным — граждане РБ наделены правом избирать исключительно состав местных советов, тогда как вертикаль исполкомов назначается президентом, перед которым она и отчитывается.
  • Для РБ нормой являются внебюджетные фонды органов государственной власти, среди которых особенно выделяется Резервный фонд президента.
Скачать полную версию исследования можно по ссылке (.pdf).