Технология больших данных (big data) является прежде всего инструментом тотального управления, прогнозирования и контроля поведения крупных социальных объектов в режиме реального времени, а потому представляет сегодня исключительный интерес всех субъектов, претендующих на власть над обществом. Таким «классическим» субъектом является государство, которое находится в сложном симбиозе и одновременно конкуренции с частным транснациональным капиталом.

Одним из противоречий развития технологий больших данных в России является попытка установления государственного контроля в сфере высоких технологий и одновременно с этим перекачка финансовых и буквально выталкивание человеческих ресурсов в область глобального бизнеса. И если государство ещё может контролировать необходимую инфраструктуру, то уже не контролирует номенклатуру современной техносферы, выходящую на уровень постнеклассической, надгосударственной и надобщественной социальной формы отношений, очень близкой к понятию антиутопии.

Контроль над большими данными и другими технологиями управления концентрируется в руках того же финансового капитала, от которого всё больше зависит жизнь общества. Именно в этой среде операционализируется сегодня образ будущего. Жизненно важным в этих условиях является возвращение субъектности государства как выразителя интересов масс, необходимого для того, чтобы технологии больших данных не стали инструментом эксплуатации и диктатуры. Именно в этой узловой точке находится ответ на вопрос о развитии высоких технологий в сфере общественных отношений, техническая сторона вопроса является всего лишь следствием этого базиса.