Начнём наш регулярный обзор с новостей об интеграционном процессе. Он идёт, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Так, по словам посла РФ в Беларуси Евгения Лукьянова, несогласованной осталась только одна союзная программа: «...[Программа] остаётся несогласованной, как полуфабрикат, это то, что связано с энергоносителями. Взаиморасчётами, ценами, акцизами». Что касается программы по сближению налоговых систем, то она, по его словам, принята в целом. 

Также посол сформулировал текущую формулу интеграции: «Таких стран больше нет, которые бы со всей последовательностью выстраивали уникальную архитектуру государственных отношений. Когда наши ресурсы должны приносить синергетическую пользу, а при этом государства должны оставаться суверенными». 


Впрочем, то, что движение есть, понятно и так. Об этом говорит обилие публикаций в западной прессе с уже навязшей на зубах темой: Россия вот-вот поглотит Беларусь. Более аккуратные в выражениях (Deutsche Welle) задаются вопросом, чем заплатит Беларусь за поддержку РФ (подразумевается, что независимостью либо признанием Крыма российским). Подобные слухи опровергает председатель Законодательного собрания Союза Беларуси и России Андрей Савиных. «Это придумывают наши недоброжелатели. Беларусь не нужна России как ещё один федеральный округ. Речь идёт о союзе самостоятельных суверенных государств, который будет формироваться на новой основе. Он заложит основу для создания серьёзного макрорегиона с политическими характеристиками, единым рынком и общей оборонной политикой. Это совершенно новый этап в развитии интеграционных процессов». 

Что же до Крыма — в DW невнимательно отслеживают белорусскую повестку. По сути, это уже произошло на минувшей неделе, однако сделано было весьма тонко, рикошетом. Мы имеем в виду учреждение Дня народного единства, который отныне будет отмечаться 17 сентября — в память о воссоединении исторических белорусских земель в составе единой республики. «...Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделённого против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в национальной исторической традиции», — говорится по этому поводу в указе президента. 


А теперь перенесём эти формулировки на Крым. Историческая справедливость имела место? Безусловно. Разделение против воли во время распада СССР, когда крымчан банально забыли? Тоже. Так что, учредив новый праздник, Беларусь не только щёлкнула по носу соседнюю Польшу с её постоянными попытками навязать Беларуси «речепосполитость», но и подмигнула в сторону Крыма.

В Польше новому празднику не рады и даже возмутились. Однако соседям следует помнить, что их послевоенные границы — результат послевоенных же соглашений. И если им не нравится, что в Беларуси отмечают воссоединение, если они в ответ начинают кивать в сторону августа 1939 года, то самое время вспомнить, что тут же нужно отказываться от Гданьска и Щецина (Данциг и Штеттин, соответственно), Восточной Померании и других приобретений. 

На самом деле белорусский День народного единства — это совсем не внутрибелорусская повестка. Тот же Крым до сих пор оставался бы в составе Украины, где он и был до 2014 года. С несколькими «но»: с гарантией базирования флота, гарантией невступления Украины в НАТО, гарантиями прав и свобод русских на Украине. Это тоже можно считать послевоенными соглашениями с поправкой на развал СССР.

Поэтому наше мнение таково: Крым Беларусь признала. Действием. А слова — это всегда слова, даже самые громкие. 

Пока Беларусь под санкциями, Россия становится для неё удобной площадкой для взаимодействия с теми странами мира, которые не пляшут под дудку Вашингтона и Брюсселя. А таковых немало, свидетельством чему состоявшийся в Москве Белорусско-Азиатский форум: в нём приняли участие 12 стран из АТР, Ближнего Востока и Центральной Азии. Задачу форума угадать несложно. В условиях недружественных действий Европы по блокированию экспорта РБ нуждается в рынках сбыта. Россия же, в свою очередь, не только ближайший союзник, но и транспортный коридор по всем этим направлениям. 


Впрочем, посол Беларуси в России Владимир Семашко заявил, что хотел бы надеяться также на взаимные инвестиции, а также на создание совместных производств в индустриальном парке «Великий камень». 

Продолжается подготовка и к VIII Форуму регионов Беларуси и России (29 июня1 июля). «У нас уже подготовлен ряд контрактов к подписанию. Ряд уже подписан в рамках подготовки к форуму. Поэтому мы надеемся, что достигнем запланированной суммы в 700 млн долл. Более того, рассчитываем подписать контракты на более весомую цифру. Мы уже говорим о 900 млн долл. Ну и, конечно, будут заключены соглашения между предприятиями и регионами», — перечислила председатель Совета Республики Наталья Кочанова. 

Евгений Лукьянов подтверждает эти ожидания: «Белоруссию мы не бросим. Мы понимаем традиционную структуру экономики Белоруссии, которая ориентирована на экспорт. Именно поэтому эти санкции носят такой точечный характер, чтобы подорвать эту часть экспортной активности Белоруссии и ударить по формированию бюджета… Они [внешнеторговые контакты Белоруссии и России] точно будут инвентаризированы с учётом тех последствий, которые будут ощутимы по результатам применения санкций». 


Впрочем, экспорт растёт даже до Форума регионов. По итогам января-апреля он вырос на 17,4 % к аппг, а доля РФ в белорусском экспорте достигла 47,9 %. 

Между тем, белорусские СМИ выражают обеспокоенность по поводу перспектив торговли с Россией. Издание «Белорусы и рынок» опубликовало материал с прогнозом: экспорт продуктов питания и техники в РФ может сократиться. Свой прогноз они выводят из слов Владимира Путина о том, что Россия наращивает самообеспеченность продуктами питания и увеличила производство с/х техники.

Такие опасения — от непонимания ситуации. Во-первых, сегодня взаимный экспорт продовольствия регулируется прогнозными балансами. Поэтому даже на фоне взрывного роста с/х производства в России, которому уже даже недостаточно внутреннего спроса (беспрецедентный случай: в 2021 году Россия вышла с поставками огурцов и помидоров на рынок Польши), баланс торговли с/х продукцией между РФ и РБ — в пользу последней. В январе-апреле Беларусь экспортировала в РФ продукции на 1,4 млрд долл (+4,9 % к аппг) и импортировала на 495 млн долл (+8,1 %). Поставки, как видим, растут, а не падают. 

Тот же Форум регионов, о котором вы уже упомянули, зарождался в 2014 году именно как инструмент обеспечения продовольственной безопасности СГ и способ гармонизации поставок с/х продукции. 

А чтобы не было опасений насчёт замещения белорусского экспорта собственным производством, белорусскому бизнесу самому следует выступать в пользу скорейшей интеграции и разработки совместной производственно-сбытовой политики. В том числе и экспортной. Вернее, это нужно было делать ещё несколько лет назад, как минимум тогда, когда в России только обозначили курс на импортозамещение и самообеспечение с/х продукцией.

Угроза не в российском производстве, а в том, что белорусский и российский капиталы работают по одиночке. Если эта ситуация сохранится — конфликт интересов действительно когда-нибудь случится. Однако лишь сами белорусы могут это предотвратить. 

Пример такого сотрудничества капиталов — традиционная закупка Россией молодого картофеля в Беларуси для стабилизации внутренних цен. 

Нужно менять фокус восприятия. Россия для белорусского бизнеса — не только объёмы сбыта. Это государство, которое для своего развития постоянно генерирует задачи. Кто их вовремя отслеживает и оперативно предлагает приемлемые варианты (продукция, комплектующие, технические решения, компетенции…) — тот никогда не будет в убытке. 

Яркий пример — очередной контракт компании «БЕЛАЗ», заключившей контракт на поставку 128 самосвалов грузоподъёмностью от 55 до 220 тонн общей стоимостью 260 млн долл. Выручка компании подвержена сезонным колебаниям, но если считать в среднем, то такой контракт обеспечит примерно треть годовой выручки. 

На втором энергоблоке БелАЭС завершились гидроиспытания — важный этап предпусковых работ. Следующим станет горячая обкатка реакторной установки. Напомним, что физический пуск второго энергоблока на станции собираются совершить уже в этом году. 

«Первый энергоблок БелАЭС с момента включения в объединённую энергосистему выработал 2,9 млрд кВт.ч электроэнергии. Это позволило стране сэкономить валюты более чем на $100 млн на импорте природного газа», — рассказал замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк. В министерстве ожидают, что после выхода станции на полную мощность объём сэкономленных средств достигнет 550 млн долл в год.