Интеграционная активность в конце прошлой недели получилась разновекторной. С одной стороны, имеем заявление президента РБ Александра Лукашенко, обвинившего Россию в «торможении интеграционных процессов в рамках ЕАЭС»: «Союз формировался на основе свободы передвижения товаров, капитала, рабочей силы и так далее. Этого сегодня нет ни по одному из направлений. И вы знаете, откуда тормоз. И вы, наверное, слышите, когда я на заседаниях почти уже в открытую, без дипломатических формулировок начинаю называть виновных». При этом белорусский лидер уточнил, что имеет в виду не только экспорт продовольственных товаров (обычная тема), но и покупку в России комплектующих для производства вооружения. 


А вот заявление первого заместителя премьер-министра Беларуси  Александра Турчина на этом фоне прозвучало диссонансом. 

18 октября он встречался в Москве с вице-премьером РФ Максимом Акимовым. По словам белорусского чиновника, сторонам «удалось сблизить позиции в проектах дорожных карт». В частности, по вопросам маркировки товаров, а также электронных пломб. 


Ещё один проблемный аспект — зависший вопрос предоставления Беларуси кредита в размере 600 млн долларов. Беларусь просила о нём в конце февраля 2019 года, т. е. примерно тогда же, когда стартовал процесс проработки пунктов интеграционного соглашения. После этого в начале апреля министр финансов РФ Антон Силуанов подтвердил готовность его предоставить: «В соответствии с решением президента РФ Россия предоставит Беларуси государственный финансовый кредит в сумме до 600 млн долларов». Сегодня он же говорит, что положительное решение по кредиту будет зависеть от прогресса переговоров по интеграции. 

Собственно, это было очевидно уже летом. Однако тот факт, что вопрос с кредитом не решён до сих пор, свидетельствует о том, что зависит он не от успешных договорённостей насчёт электронных пломб и маркировки товаров. 

К слову, о сдерживающих мерах. Статистика свидетельствует, что экспорт белорусской молочной продукции в Россию уверенно растёт, причём как в физическом, так и в стоимостном выражении.


Минус только по молоку, сливкам и (небольшой) по маслу. Причём другие категории продукции, в частности экспорт сыров и творога, перекрывают этот минус с лихвой. Данную тенденцию мы уже рассматривали в рамках анализа статистических показателей и обязательно вернёмся к ней снова. Пока же складывается впечатление, что белорусскому лидеру намеренно предоставляют тенденциозную статистику.

Зампредседателя концерна «Белнефтехим» связал с переговорами по интеграционному соглашению ещё одно решение — относительно строительства центра проверки качества нефти на нефтепроводе «Дружба». Напомним, белорусская сторона подняла этот вопрос после ситуации с «грязной нефтью». Впрочем, это может быть не единственной причиной переноса решения по вопросу на конец года: сообщается, что стратегия развития нефтехимического комплекса Беларуси тоже будет готова к этому сроку. Напомним, прежде ожидалось, что рабочий вариант стратегии подготовят к ноябрю, а к середине будущего месяца его уже вынесут на обсуждение правительства. 

Завершим обзор на приятной ноте, на примере интеграции без оттенка интриг: специалисты Росстата прибыли в Минск для изучения опыта проведения переписи населения в РБ, в частности использования дистанционных методов участия населения в переписи. Сообщается, что примерно половина белорусов выбрала именно дистанционный метод. 


При этом планируется, что этот же опыт Росстат применит в 2020 году — на всероссийской переписи населения.