Миллионы американцев ожидают, что мир после отступления коронавируса окажется прежним. Этого не произойдёт: реальность обречена стать иной в силу логики большого экономического кризиса, идущего с 2008 года, и иным будет положение старого ядра капитализма — США. Их возможности вмешиваться в дела других государств уменьшатся, их роль в глобальных процессах понизится. Все это определится ценой, которую США должны будут заплатить за кризис. Какой она будет и в силу каких причин?

Ресурсные возможности Вашингтона сузятся — вот в чём будет формальная причина изменения активности, агрессивности и роли США в Европе и других частях мира. Они должны будут играть свои шахматные партии на меньшем числе «досок». Сейчас же складываются только первые предпосылки такого поворота. И понятно, что наблюдатели чаще сравнивают число аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ) в США и других странах, особенно в России, надеясь увидеть что-то важное в тех или иных данных по распространению вируса в Америке. Защитят ли они от продолжительной депрессии? Впрочем, сколько же их в Соединённых Штатах?

ИВЛ в США относительно немало: 18,8 на 100 тысяч человек. Это больше, чем в Великобритании, где оных 12,9 на такое же количество граждан, и уж тем более в Италии (8,3). Правда, в России — 27,7 аппарата ИВЛ на 100 тысяч жителей, но эти данные, как и данные по распространению коронавируса или мерам карантина (либо их отсутствию), в настоящее время могут поведать лишь об одной стороне развития кризиса — болезни, эффективности либо же о неэффективности властей. Вместе с тем, а точнее под прикрытием искусно разжигаемой паники, в странах Запада идут иные процессы. В США шумиха по поводу эпидемии прикрывает провал 12-летней антикризисной политики, а также бешеную раздачу денег. А это бóльшая операция, чем в 2008–2011 гг.

«Центробанк центробанков», как называют иногда американскую ФРС, ведёт выкуп мусорных бумаг, о чём на СОНАР-2050 вышла колонка «Мусор в обмен на доллары». Власти США действуют не так, как рекомендовали в докладе «Победить третью волну» учёные кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова, советовавшие усиливать роль государства и подчинять ему финансистов.

Дональд Трамп изо всех сил старается защитить экономику от коронакризиса и обеспечить устойчивость фирм и рабочих мест, но увольнения идут полным ходом, а ФРС продолжает выручать коммерческие банки, а не американский народ. Конечно, «низам» тоже предназначена финансовая помощь (по 1000 долларов на взрослого и по 700 долларов на ребёнка), но вот остановить массовые увольнения такая политика не в состоянии. Этих денег, весьма ощутимых в других странах, американцам ни на что не хватит. Слишком велики их издержки и долги.


Ещё несколько лет назад было выяснено, что остаток долга по кредитной карточке в конце года у американцев в среднем составляет 13 тысяч долларов.

Издержки «маленького человека» огромны, и это не расходы на еду. При этом рабочая сила в США неописуемо дорогая в сравнении с другими государствами, даже с новыми индустриальными странами. Потому не стоит удивляться, что число американцев, впервые обратившихся за пособием по безработице, за последнюю неделю марта составило 6,65 млн, неделей ранее первичных заявок было 3,3 млн. Во время Великой депрессии 1929–1933 гг. безработица в США затрагивала 22 % от всего трудоспособного населения. Сейчас появились прогнозы, что в 2020 году она способна подпрыгнуть до 20 %, а это чудовищный уровень.

Всё это вероятно. Причина такой перспективы кроется в крайне низкой способности экономики США конкурировать; военные удары и политический нажим тут за конкурентные преимущества не считаются. А пониженная конкурентоспособность американских товаров связана с дороговизной почти всякого производства в США. Девальвация доллара могла бы давно улучшить положение. Но план регуляторов и стоящих за ними финансистов состоял в том, чтобы этого не допускать. Причина: обесценивание богатств и снижение роли США в глобальных процессах, означающие и падение их статуса.

Даже в нынешней обстановке ФРС не имеет ни смелости, ни даже плана девальвации доллара. Трамп же не имеет таких рычагов, хотя должен отлично понимать: значительно ослабив доллар, можно защитить рабочие места, а также избавить фирмы от роста убытков. Вместо этого события развиваются по инерции. ФРС и финансисты продолжают создавать денежный навес над экономикой, мафия и «честные фирмы» — дефицит товаров, чтобы после зарабатывать на поднятых ценах. Пресса же сравнивает пустые полки во многих магазинах с опустением советских прилавков в 1991 году. Всё это уже не из-за коронавируса. Панические налёты покупателей — это одно, а исчезновение товаров в силу предвкушения игроками повышения цен — совсем иное.

К чему же следует быть готовыми гражданам США или просто так живущим людям? Во-первых, к стихийности развития кризисного процесса при явном интересе части элиты в разжигании паники. Следовательно, стоит ожидать продолжительного спада в экономике, что окажется лишь подготовкой весьма некратковременной депрессии. Всё это плата за 12 лет неправильной борьбы с большим экономическим кризисом, а точнее борьбы лишь с его проявлениями во имя возврата к докризисной ситуации, чего объективно быть не может. Второе: власти США будут вынуждены брать на себя огромную финансовую нагрузку, даже если помощью банкам и спекулянтам будет заниматься ФРС. Долг правительства при этом продолжит расти, а дефицит правительства будет огромен. Уже ожидается, что он приблизится к уровню Второй мировой войны.

Попробуем немного посчитать. Недавно Дональд Трамп подписал законопроект, по которому власти выделят 2,2 триллиона долларов на поддержку населения и предприятий в период пандемии коронавируса. Обычный дефицит бюджета — триллион долларов. В 2020 году можно ожидать дефицит даже порядка 4–4,5 трлн долларов. Это близко к 10–12 % ВВП, хотя пока аналитики предпочитают говорить о дефиците в 8–9 % ВВП. Прогноз банка Morgan Stanley гласит: отрицательное сальдо бюджета в календарном 2020 году составит не менее 3,7 трлн долларов, а в 2021-м уменьшится лишь до 3 трлн долларов. При этом рекордно плохим будет торговый баланс. В итоге, если бы США могли сейчас девальвировать доллар хотя бы на 50 %, они ослабили бы давление кризиса. Однако ослабление доллара будет не плановым, а инерционным — вызванным развалом экономики и финансов. Государственный долг США поднимется до 30 трлн долларов, а вероятно, даже выше. Всё это ограничит возможности США.

Ещё несколько лет назад автор статьи обещал, что девальвацией доллара кризис 2008–2020 гг. закончится, так как предыдущая большая кризисная эпоха началась с девальвации доллара в 1971 году. Этот прогноз был включён и в книгу «Капитализм кризисов и революций: как сменяются формационные эпохи, рождаются длинные волны, умирают реставрации и наступает неомеркантилизм», посвящённую разбору сразу множества экономических кризисов. Там же содержался прогноз снижения роли США в мировой политике. Это становится тем более логичным, что правящие круги Америки пытаются бороться с кризисом (третьей волной глобального кризиса) совсем не так, как следовало бы, а посредством спасения пирамид и химер.

«Верхи» США могли бы остановить темп развития кризиса, если бы были готовы пойти на жертвы. Однако они и не пытаются сжать во времени обвал, а после форсировать прохождение депрессии. Они отвечают на вызовы так, как привыкли. Отвечают так, как не раз уже отвечали с 2007 года. А это дорого им обойдётся, поскольку отвечать нужно совсем иначе — по-новому.