Российский фонд перспективных исследований сообщил об успешном окончании первого этапа программы государственных испытаний роботизированной платформы «Маркер». Второй этап начнётся с августа 2020 года, а передача робота министерству обороны запланирована на следующий год. Эта новость так бы и прошла незамеченной, не сделай глава ФПИ одну маленькую, но принципиально важную оговорку.

 

Идею создать компактную роботизированную вспомогательную платформу огневой поддержки пехотного подразделения впервые попытались реализовать в США. Самым известным результатом по праву считается четвероногий робот BigDog компании Boston Dynamics.

Как показали исследования, шагающий привод втрое превосходит по проходимости привычные гусеницы или колёса. Правда, по конструкции и технике управления шагающие роботизированные машины оказались гораздо сложнее классических решений.

Но главным их узким местом стало управление. Необходимость управлять роботом с пульта загружает одного бойца и тем самым снижает ценность такой поддержки.

Инженеры Boston Dynamics три года пытались научить своего робота понимать естественные голосовые команды. В лабораторных условиях система более-менее работала. Но испытания на полигоне морской пехоты США в 2017 году закончились полным провалом. Аппаратура теряла понимание команд и даже оказывалась неспособна выделить голос командира из общего фонового шума.

С тех пор в США аппаратная часть роботов усовершенствовалась. Они даже появились в гражданской продаже. Но распознаванию голосовых команд их научить так и не удалось.

«Слушай мою команду!»

Тем интереснее звучат слова руководителя Фонда перспективных исследований о том, что на втором этапе тестов предполагается проверить эффективность возможности управлять платформой «Маркер» обычными голосовыми командами, как любым другим бойцом подразделения.

Более подробной информации об этом в открытых источниках на данный момент нет. Но и сказанного достаточно, чтобы предположить: раз дело дошло до итоговых государственных испытаний перед передачей на вооружение армии, значит, на промежуточном, в том числе полевом, тестировании система команд голосом показала себя достаточно успешно.

Следовательно, российские инженеры сумели сделать то, что оказалось не по зубам американским.

Пока Boston Dynamics пыталась создать шагающего монстра, российский Фонд перспективных исследований сосредоточился на вещах действительно полезных. Взяв за основу эффективную концепцию лёгкой гусеничной бронемашины, российские специалисты превратили её в полноценного робота. Раньше считалось, что целеуказание «Маркеру» даётся только с помощью специализированного прицельного устройства, смонтированного на автомате. Теперь же стало известно, что командовать им можно, как живым солдатом. Напомним также, что «Маркер» может действовать и полностью самостоятельно.

По окончании государственных испытаний останется понять, в какой форме робот пойдёт в войска. На данный момент обсуждаются два варианта: либо включить по одному «Маркеру» в каждый мотострелковый взвод, либо сформировать отдельный роботизированный огневой взвод из 8 роботов в составе роты. Каждый из вариантов имеет свои преимущества.

Видимо, окончательное решение российская армия примет в следующем году по итогам полевых испытаний как раз именно голосового интерфейса.