110 тонн яблок, попавших на территорию РФ транзитом через Беларусь с нарушением таможенного законодательства, были уничтожены на полигонах Смоленской и Брянской областей, сообщили в пресс-службе Россельхознадзора. Хотя в РСН, похоже, решили отказаться от этой практики. Сейчас рассматривается предложение направлять такие партии продуктов на переработку на объекты зелёной энергетики (биогазовые станции).

В одном из последних обзоров мы уже писали, что одна из причин, по которой белорусские предприниматели упрямо продолжают гнать в РФ фуры с польскими яблоками, — неразвитость сетей хранения и логистики. Яркий пример — ситуация с клубникой. СМИ Брестской области сообщают о том, что садоводы выбрасывают уже собранный урожай клубники, поскольку скупщики не могут забрать столько, сколько им предлагают. Кроме того, это провоцирует их снижать закупочную стоимость, что демотивирует население. Т. е. создаётся порочный круг.


Одновременно приходится читать новости о том, что в РФ планируется поставка сирийской черешни. Помогать сирийским фермерам, конечно, хорошо и правильно, но российские бизнесмены могут зарабатывать и не так далеко от дома.

К тому же за примерами далеко ходить не надо, достаточно изучить, как западные области Украины за последние 5 лет кратно (а кое-где и на порядок) нарастили экспорт ягод в Европу.

Общий вывод выглядит примерно так: Россия будет бороться с этим транзитом до тех пор, пока в белорусский агросектор не придёт крупный капитал, который и обеспечит выращивание, сбор, хранение и логистику. Собственное производство перекроет границу надёжнее любых патрулей и засад пограничников.

Вопрос лишь в том, чей это будет капитал.

Правильный пример в этом направлении показывает, к сожалению, представитель иностранного капитала. Белорусские СМИ заметили, что IKEA ищет сотрудника, который будет отвечать за работу с белорусскими поставщиками (деревообработка, мебель, трикотаж). Правда, теперь продукция белорусских производителей пойдёт не в российскую IKEA, а в шведскую. К слову, специально для этого в декабре прошлого года IKEA проводила в Минске мероприятие для инвесторов Go Belarus, где предлагала им Беларусь в качестве места локализации производства.


Мозырский НПЗ требует от компании «Роснефть» 155 млн долларов в качестве компенсации за поставку загрязнённой нефти.


Однако эту сумму не следует путать с суммой ущерба. По словам представителей завода, эти 155 млн долларов  предоплата за нефть, которая оказалась загрязнённой хлорорганическими соединениями. «В настоящее время назвать точную сумму ущерба не представляется возможным», — подчёркивают в пресс-службе «Белнефтехима». В основном потому, что стороны ещё не приступали к обсуждению этого вопроса, занимаясь решением более лёгких проблем, в частности вопросом вытеснения загрязнённой нефти (к настоящему моменту её осталось примерно 760 тыс. тонн из первоначальных 1,3 млн тонн).