Перефразировка известной поговорки о русской езде применительно к Союзному государству могла бы выглядеть так: «Русские долго запрягают, быстро едут, но всё равно опаздывают». Согласование интеграционного соглашения и дорожных карт, которое планировалось завершить в ноябре, потом в декабре, а затем чуть ли не к бою курантов, в этом году завершено не будет. Новый срок  начало 2020-го. Шансы, по словам посла РФ в Беларуси, хорошие. 

Хорошие они в т. ч. потому, что часть дорожных карт предполагает, что реализовываться они начнут как раз с 2020-го. Т. е. придётся либо подписывать, либо переписывать. 


Напомним, что в будущем году стороны могут отказаться от установившейся ещё в 2008 году практики подписания балансов на поставку продовольствия  с возникновением единого рынка они станут ненужными. Однако на 2020 год такие балансы ещё подписали. Из сообщений в СМИ непросто понять, какова будет их динамика («...для белорусской стороны планируется небольшое снижение к запланированным прогнозам экспорта на 2019 год, но рост к фактической их оценке по итогам года, как и для российской стороны»), т. е. можно предположить, что объёмы и сумма выручки будут примерно такими же, что и в этом году. А в этом году выручка достигла 3,5 млрд долларов за январь — октябрь (+3,4 % к аналогичному периоду 2018 года). 


Непонятная ситуация складывается вокруг поставок нефти и нефтепродуктов из Казахстана в Беларусь. Поскольку общей границы у двух стран нет, поставка предполагает транзит через территорию России, обеспечить который должна система трубопроводов компании «Транснефть».

«Пока есть общеполитические договорённости о транзите нефти через систему "Транснефти" из Казахстана в Беларусь... когда все внутригосударственные процедуры будут завершены и все вопросы отработаны, будут заключены договоры о поставках и транзите нефти нефтедобывающими компаниями»,  заявил по этому поводу посол Казахстана в Беларуси Аскар Бейсенбаев.

Однако в самой компании наличие таких договорённостей отрицают. Представитель «Транснефти» Игорь Дёмин заявил, что ни белорусское, ни российское правительство пока не обращалось к компании с такими просьбами. 


Более того, ранее заявлялось, что Беларусь и Казахстан достигли соглашения по поводу объёмов поставки (3,2 млн тонн нефти и нефтепродуктов). Однако пресс-секретарь министра энергетики Казахстана Нурлыбек Женисбек заявил, что Казахстан, Беларусь и Россия будут договариваться о транзите только после того, как согласуют объём поставок. В общем, вопрос казахстанской нефти пока висит в воздухе.