Олимпийские игры в Южной Корее подошли к концу: российские хоккеисты в схватке с немецкой командой завоевали титул олимпийских чемпионов, чем в последний день сгладили в целом неприятное впечатление от одной из самых сложных за последние годы Олимпиад для России.

Потому самое время отбросить эмоции и составить список достижений и поражений России на Олимпиаде в Пхёнчхане.

В безусловные достижения Олимпийских игр в Пхёнчхане можно занести:

  1. Сам факт выступления профессиональных спортсменов, для которых ОИ — главное соревнование за 4 года. Получить недопуск к Олимпиаде — личная трагедия для спортсмена;
  2. Выступление российских олимпийцев — плюс власти, так как она позволила спортсменам реализоваться и ушла из-под удара в том случае, если бы запретила им выступать. Если у спортсменов и есть повод для обид, то скорее на МОК и WADA, чем на Кремль;
  3. Добыты 2 золотых, 6 серебряных и 9 бронзовых медалей, а в хоккее россияне и вовсе стали олимпийскими чемпионами.

К минусам и имиджевым издержкам можно отнести:

  1. Спортсмены выступали не под своим флагом и даже на закрытии игр прошли под нейтральным флагом. Формально выступала не РФ, а ОАР. СМИ, разумеется, отождествили ОАР и РФ, но выступление не под своим флагом при наличии как минимум трети населения России, выступающей за бойкот ОИ, — это имиджевый удар по власти;
  2. Два допинг-скандала. И если случай с кёрлингистом Крушельницким ещё можно было списать на подлость конкурентов (до фактического признания вины, что, вероятнее всего, свидетельствует о глупости Крушельницкого, единожды принявшего милдронат по своей либо чьей-то другой воле), то в случае с бобслеисткой Сергеевой налицо чистейшее вредительство, формально стоившее отказа в прохождении россиян под своим флагом на закрытии ОИ;
  3. Спортсмены взяли мизерное по сравнению с ОИ в Сочи количество медалей, опустившись с 1-го места в Сочи до 13-го места в Пхёнчхане. На фоне выступления норвежцев и немцев итоги ОАР выглядят скорее поражением, чем победой вопреки всему и торжеством духа. Однако данные медали добыли сами спортсмены, они ими должны быть довольны, ведь им дали возможность сделать то, чего они так желали, — выступить. Размышлять о цене победы спортсмены будут самостоятельно;
  4. В ходе игр не произошло каких-либо кадровых перемен в руководстве российского спорта, что вызывает лишь раздражение, так как у существующей проблемы есть кадровое измерение и персональные виновники. Другое дело — определение степени ответственности действующих лиц и различных ведомств, как тех, кто позволил Григорию Родченкову трудиться на своем посту, так и тех, кто контролировал допинговую чистоту спортсменов ОАР. Кадровые перемены в спорте назрели, и до тех пор, пока они не будут проведены, спорт останется болевой точкой российской власти.

Лёгкого, приятного и устраивающего всех ответа на вопрос «Что делать» нет, равно как и не будет рассуждений о том, стоило ли России отправлять своих олимпийцев в Южную Корею. На последний вопрос и вовсе отвечать лучше самим спортсменами.

Однако ряд выводов сделать всё же стоит.

Во-первых, спорт — это политика, а она сейчас предвоенная. Потому 6 тысяч доз лекарства от астмы для норвежцев, недопуск сильнейших спортсменов России на ОИ — это просто цена победы. Победы не России. А победителей, как известно, не судят.

Во-вторых, без СССР, стран соцлагеря, социализма и спартакиад России с её профессиональным спортом просто нечего делать вне олимпийского движения. Москва не в состоянии ни провести свою альтернативу Олимпиаде в виде соревнований «Дружба-84», ни перейти к модели массового спорта в формате спартакиад — в рамках глобального мира и рыночного подхода к спорту обеспечить привлекательность данных соревнований невозможно. Бойкот ОИ — автоматическое выбытие из олимпийского движения на 8 лет, за которые РФ потеряла бы всех спортсменов, они бы разбежались по командам других стран, сменив гражданство, как, например, Виктор Ан, ставший к ОИ в Сочи гражданином России.

В-третьих, монополия на спорт высоких достижений принадлежит странам капиталистического центра, чьи представители находятся на руководящих должностях в МОК и ВАДА, а их промышленность в состоянии обеспечить лидирующие позиции в фармацевтике, превращающей формального норвежского астматика в олимпийского чемпиона.


В данном аспекте ситуация ничем не отличается от иных отраслей экономики: в середине 2000-х украинские ветеринарные лаборатории посещали специалисты из США, которым их украинские коллеги передали информацию о тест-системах, используемых при проверке мяса на антибиотики. Это позволило иностранным производителям обходить контроль украинских ветеринаров и поставлять в страну мясо с теми антибиотиками, которые не определялись украинскими тест-системами.

В-четвёртых, спорт и любые соревнования в рамках капиталистического глобализованного мира — ахиллесова пята российской власти, по которой США и ЕС будут систематически бить, понимая, что России нечего противопоставить ОИ, чемпионатам и мундиалям.

Именно потому Олимпийскому комитету России продлили срок отстранения, а участие россиян в Олимпиаде-2020 в Токио остаётся под вопросом.

России же каждый раз придётся идти на уступки, что будет лишь раскалывать общество на охранителей, которые согласны с решением власти, и радикалов, требующих жёстких ответов и своих форматов проведения конкурсов.


К слову, аналогичная ситуация была и в прошлом году, когда Киев отказался допускать к Евровидению россиянку Юлию Самойлову. Тогда Киев отделался штрафом в 200 тысяч евро.

Таким образом, успехи российских спортсменов рискуют автоматически превратиться в падение рейтингов российской власти.

И это действительно проблема, у которой нет решения в рамках рыночной логики и спорта больших достижений.


Выход у неё, пожалуй, лишь один — в массовых спартакиадах и создании альтернативы олимпийскому движению.