Удивительным образом упразднение стрельцов совпало с концом эпохи русского Средневековья. Своенравные дети своего времени, они не смогли вписаться в новые петровские порядки, восстали против них и были уничтожены.

Их судьба в чём-то похожа на судьбу янычарского корпуса в Османской империи, также в своё время выступавшего в качестве элитного воинского подразделения и гвардии султана. Устав от постоянных претензий янычар, султан Мехмед II жёстко расправился со своими вчерашними «преторианцами».

Примечательно, что стрельцы были первым регулярным войском Московского царства, хотя в последующем русские цари стали отдавать предпочтение полкам, состоящим из иноземцев. Вопреки распространенному мнению, «немцы», как обобщённо стали называть всех иностранцев, охотно принимались на военную и гражданскую службу во все времена.

Именно таким образом в начале правления царя Михаила Фёдоровича Романова в Россию прибыл предок поэта Михаила Юрьевича Лермонтова — шотландец Лермонт.

Стрелецкий корпус был создан Иваном Грозным и изначально показал свою высокую эффективность. В последующем стрельцы принимали участие во всех без исключения военных кампаниях Московского царства. Кроме того, они несли гарнизонную службу в столице и окраинных городах.

Любопытно, что если изначально в стрельцы набирали из «гулящих людей», то в последующем их служба стала фактически наследственной  дети стрельцов должны были занять их место. Это предопределило образ жизни стрелецкой семьи: сыновья изначально готовили себя к военной жизни и обучались отцами навыкам стрельбы и рукопашного боя. Впрочем, военное дело занимало далеко не всё свободное время  стрельцы вели домашнее хозяйство и даже занимались ремеслами. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что они были освобождены от налогов.

Содержание стрельцов обходилось казне гораздо дешевле, чем полков иноземного строя. Периодически им задерживали жалованье, что вызывало даже серьёзные бунты. Власти считали, что стрельцы вполне могут прокормиться за счёт своего огорода.

Пока власть в России была сильной, стрельцы достаточно хорошо выполняли свою службу. Однако с наступлением смутных времён после смерти царя Фёдора Алексеевича их стали использовать в качестве инструмента борьбы за власть. Привыкнув к привилегированному положению, стрельцы переоценили свои силы в противостоянии с Петром I. Это стало причиной гибели многих московских стрельцов в результате бунта 1698 года.

Справедливости ради стоит отметить, что стрелецкие полки в любом случае распустили бы. Они перестали отвечать требованиям своего времени — России требовались регулярные части на казарменном положении, а не привязанные к домам, семьям и огородам полувоенные обыватели. Это вкупе с отсутствием лояльности стало причиной ликвидации стрелецкого корпуса, хотя некоторые стрельцы и продолжили нести военную службу в новой регулярной армии.

История создания и участия в войнах

История создания стрелецкого войска имеет конкретную дату — 1 октября 1550 года. Летопись сообщает о том, что «учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси выборных стрельцов из пищалей 3 000 человек, а велел им жить в Воробьёвой слободе, а головы у них учинил детей боярских».

 

Предшественниками стрельцов были отряды пищальников, которые возникли в 1508 году. Свое «крещение» они приняли в войнах с Литвой. Впрочем, эти войска имели свой недостаток — они набирались лишь на время похода и вооружались за свой счёт.

Необходимость в регулярном войске заставила Ивана Грозного издать свой «Приговор», который регламентировал обязанности и привилегии нового войска. В скором времени стрельцы были проверены в бою  они приняли активное участие в завоевании Казани в 1552 году.

Удачное начало предопределило дальнейшую судьбу стрельцов — их начали использовать повсеместно. Особенно пригодились эти воины на степной границе, где проходили постоянные столкновения с татарами. В частности, стрельцы сыграли решающую роль в победе при Молодях в 1572 году.

Летописцы отмечают также успешное применение нового войска во время Ливонской войны, где стрельцы принимали участие в Полоцком походе 1563 года. В 1581 году 200 стрельцов в течение двух недель успешно обороняли Псково-Печерский монастырь от превосходящих сил Стефана Батория.

В 1591 году стрельцы разбили войско крымского хана Казы-Гирея.

Во время Смуты стрельцы хорошо проявили себя в сражении при Добрыничах в январе 1605 года и при обороне Троице-Сергиева монастыря в 1608-1609 годах.

Последнее успешное использование стрелецкого войска в качестве главной силы имело место во время Азовских походов. Пётр I даже наградил городовых стрельцов и пушкарей памятными золочёными монетами.

Любопытно, что в 1698 году царь распустил только московских стрельцов, остальные принимали участие в Северной войне и Прутском походе 1711 года. На 1708 год в строю оставалось 13 стрелецких полков. Впрочем, в этот период они были скорее вспомогательным войском без претензии на элитарность.

В провинции стрелецкие части просуществовали до конца первой четверти XVIII века.

Летописец времён Ивана Грозного отметил, что стрельцы «так бяху искусни и научени ратному делу и пищальному стрелянию, аки и малые птицы на полёте побиваху из ручных пищалей и из луков».

Как ни странно, особую роль стрельцов отметили уже в XXI веке, когда президент Российской Федерации Владимир Путин своим указом «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации» сделал 1 октября 1550 года памятным днём Сухопутных войск.

Комплектование и вооружение

О том, что собой представляло стрелецкое войско, мы знаем гораздо меньше, чем хотелось бы, так как архив Стрелецкого приказа сгорел во время пожара при правлении царицы Анны Иоанновны.

 

Стрелецкое войско делилось на полки, во главе которых стояли голова (главный начальник) и полуголова (его помощник). Ещё одной старшей должностью был сотник. Остальные командиры набирались из толковых стрельцов — пятидесятники и десятники, они были на положении унтер-офицеров.

В 1680 году по образцу полков иноземного строя голова стал называться полковником, а полуголова  полуполковником. Сотник стал капитаном.

По роду службы стрельцы делились на стремянных (охранявших государя), московских (столичный гарнизон) и городовых (провинциальные гарнизоны). Последних было особенно много. Кроме того, своих стрельцов имел и патриарх.

Назывались полки по имени своих командиров и имели порядковые номера. Кроме того, отличался и цвет их формы. Любопытно, что стрельцы стремянного полка были конными и никогда не покидали столицу. Таким образом, они выполняли функцию лейб-гвардии.

Всеми делами стрельцов управлял Стрелецкий приказ. Он же выдавал им жалованье.

В мирное время стрельцы привлекались к охране и тушению пожаров. Стоит отметить, что в городах, далёких от границ, это было их основным занятием.

Как я уже писал выше, стрелецкая служба достаточно быстро стала наследственной. Учитывая «сонное царство» московской допетровской жизни, не стоит думать, что она была сильно обременительна. Стрельцы всегда находили время для хозяйственной жизни, а некоторые из них даже промышляли ремеслами. Жили они обычно в отдельных «слободах».

В отличие от рекрутов петровского и более позднего времени, никто не запрещал стрельцам жениться и заводить детей. С одной стороны, это выглядело гуманно, однако существенным образом сказывалось на боеспособности войск. Обременённые семьями, связанные хозяйством, стрельцы вряд ли радовались поводам проявить воинскую удаль.

Мы традиционно привыкли воспринимать стрельцов в качестве пеших воинов, вооружённых пищалями. На самом деле сплошь и рядом встречались конные отряды, особенно на степной границе. Главным оружием были ручные пищали, мушкеты, бердыши, сабли, частично  пики. Интересно, что в XVII веке их почти повсеместно перевооружили европейскими мушкетами. Одеждой стрельцов был русский кафтан с небольшим стоячим воротником и цветной конусовидной шапкой с меховым околышем. Красный цвет был наиболее престижным, государев Стремянной полк был одет исключительно в красные кафтаны.

На степной границе стрельцы часто использовали против татар так называемый «Гуляй-город» — деревянный лагерь наподобие гуситского. В нём можно было спрятаться от стрел и спокойно обстреливать наступающую степную конницу.

Таким образом, стрельцы были достойным войском своего времени и до поры могли быть использованы даже против европейских регулярных войск.

Мятежи и смуты

В период правления царевны Софьи роль стрельцов чрезвычайно выросла. Вместе с тем это стало причиной их гибели.

Как известно, царевна отнюдь не стремилась к роли теремной затворницы, проводящей свою жизнь в скуке и праздности. Она претендовала на роль московской регентши при брате Иване, что было для того времени явлением чрезвычайным.

Стрельцы особенно не любили иноземцев, так как тех содержали гораздо лучше. Именно поэтому они выступали на стороне той власти, которая казалась им более «отечественной». Пётр Алексеевич был очевидным западником, поэтому в стрелецкой среде его не жаловали.

В 1682 году стрельцы устроили пробу сил, подняв восстание, в ходе которого были уничтожены те, кого они считали своими противниками. После победы они получили многие привилегии.

Между двумя мятежами — в 1682 и 1698 годах — лежат долгих 16 лет, в течение которых политическая ситуация в стране постоянно менялась. Если в первом случае Софье легко удалось отодвинуть в сторону ребёнка, то во втором шансы на успешный переворот были уже чрезвычайно слабы. Пётр вырос и стал сильной личностью.

Характерно, что в мятеже 1698 года приняло участие лишь четыре стрелецких полка. Это говорит о том, что воины в массе своей понимали бесперспективность сопротивления царской воле.

Петру удалось легко разгромить стрельцов. Оставшихся в живых мятежников он жестоко казнил, лично рубя им головы.

Так закончилась золотая эпоха стрелецкой жизни. В скором времени многие стрелецкие полки были переделаны в солдатские, а с окончанием Северной войны стрельцы начинают постепенно исчезать из русской жизни.

Стрельцы в монографиях и художественной культуре

В исторической и художественной литературе стрельцам отведено достойное место.

Существуют специальные исследования по стрелецкому войску: Марголин «Вооружение стрелецкого войска», Паласиос-Фернандес Р. «Московские стрельцы. "Непременные войска" Русского государства XVII века», Рабинович М. Д. «Стрельцы в первой четверти XVIII в.», Писарев А. Е. «Боеспособность московских стрельцов во второй половине 17-го — начале 18-го вв.», Романов М. Ю. «Стрельцы московские» и многие другие.

Стрельцы упоминаются в романах А. Н. Толстого «Пётр I», Константина Масальского «Стрельцы» и в романе Р. Р. Гордина «Василий Голицын. Игра судьбы».

В 1883 году была создана опера Римского-Корсакова «Хованщина».

Таким образом, любой желающий может познакомиться с жизнью и спецификой военной службы стрельцов самостоятельно. Я постарался изложить основные факты из прошлого этого замечательного войска. За два века истории стрельцы совершили много подвигов на благо Отечества. Уже по этой причине они вполне достойны быть героями «особого дня Сухопутных войск».