— Насколько важно для Беларуси сотрудничество с Польшей?

— Я считаю, что для любой страны сотрудничество с соседями является залогом мира на границе, потому что в противном случае возникают какие-то противоречия, которые приводят к враждебности и конфликтности. Поэтому, конечно, добрососедские отношения между Польшей и Беларусью являются основой построения устойчивого мира в Восточной Европе, поскольку Беларусь для Польши является частью истории.

Мы помним Речь Посполитую, которая была государством литовцев, поляков и белорусов. В этом случае, конечно, вопрос общей истории может использоваться как для создания устойчивого мира, так и для разжигания различных, мягко говоря, деструктивных настроений.

Позиция ультранационалистических польских кругов о Польше от моря до моря не способствует улучшению взаимоотношений. Хотя, с моей точки зрения, пока отношения Беларуси и Польши имеют достаточно здоровый характер. И крайние настроения пока не являются польским мейнстримом.

— Братья Качиньские, ища себе противников среди друзей России, нашли Беларусь. Насколько настроения, которые им удалось привить народу, присущи полякам сейчас?

— Как я уже сказал, Польша в своей истории имела имперский период, который многими поляками рассматривается как наивысшая точка польской государственности, хотя в этой истории было достаточно много и тёмных моментов. Плюс, конечно, над нынешней польской внешней политикой на Восточном направлении довлеет история польского государства между Первой и Второй мировыми войнами, когда территории Западной Украины и Белоруссии были переданы Польше, которая тогда всего лишь несколько лет, как получила независимость. Поскольку эти территории на протяжении двух десятилетий пребывали в составе Польши, сейчас есть достаточно большое количество реваншистских настроений, которые в том числе требуют и возврата этих территорий. На мой взгляд, это ни к чему хорошему привести не может, так как в этом случае возникают вопросы и о территориях, которые были переданы Польше из состава той же Германии после войны. Это может привести ни к чему иному, как к пересмотру границ, от чего сейчас все пытаются уйти. И, безусловно, это прямое нарушение суверенитета Украины и Беларуси.

Пока я вижу то, что та линия, которую проводили братья Качиньские, присутствует в польском политикуме, но её сторонники сейчас пребывают в меньшинстве.

С другой стороны, если со стороны Беларуси эта ситуации более или менее спокойна, то в случае Украины… У украинских националистов совершенно не хватает такта и выдержки по поводу своих скелетов в шкафу. В частности, Волынской резни, которую сейчас различными способами пытаются реабилитировать на Украине, и, конечно, это вызывает ответную реакцию Польши, что выливается в подогрев реваншистских настроений. Конечно, с этим нужно что-то делать.

— Какова позиция Союзного государства?

— Позиция России и Беларуси в отношении этого вопроса достаточно консолидирована и связана с тем, что те границы, которые возникли в Европе по результатам Второй мировой войны, и тот межнациональный мир, который присутствует на протяжении полувека, нужно пытаться различными способами сохранить.

— Как сильно ситуация с увеличением контингента НАТО в Польше может повлиять на и без того нестабильные отношения Беларуси с Польшей?

— Я никогда не считал, что размещение вооружённых людей по границам двум сопредельных государств приводит к повышению уровня безопасности. Скорее, наоборот. Любое ружьё, повешенное на стену, обязательно должно выстрелить в последнем акте. А в том случае, когда на стене этого спектакля в Восточной Европе уже висит целый арсенал, это не создаёт никакой дополнительной уверенности в безопасности. Такая политика НАТО приводит к тому, что растёт возможность немотивированной эскалации конфликта. При этом, если Россия и Беларусь проводят учения на своей территории, то что делают американские войска в Прибалтике, сказать достаточно трудно.