Объектом нашего внимания является в том числе деятельность западных НКО в России и Беларуси. С особенной тщательностью анализируется их финансирование со стороны внешних сил и форма работы в пространстве Союзного государства. Из опубликованных на портале текстов мы рекомендуем обратить внимание на следующие материалы: 

Перечисленные статьи дают более-менее внятное представление о том, что по Беларуси и России работает разветвлённая сеть некоммерческих организаций, которые в целом следуют одной стратегии и подпитываются из одних и тех же источников. Суть этой стратегии до банальности проста: напирать на необходимость развития институтов гражданского общества в указанных странах и постоянно подчёркивать, что в них нарушаются права человека. В последние время к этим тезисам добавился ещё один — о необходимости противостоять российской пропаганде. Конечно, мы не имеем ничего против прав человека. Однако уж больно часто соответствующая риторика была предлогом для вмешательства во внутренние дела другого государства. Самое страшное заключалось в том, что цена этого вмешательства — вооружённые интервенции (Югославия, Ирак, Ливия) либо цветные революции (Египет, Сирия, Украина), после которых страна погружалась в хаос гражданских противоречий и нерешённых экономических проблем.

С учётом актуальности темы есть смысл остановиться на том, что не было раскрыто в перечисленных выше работах. Мы не будем говорить о происках США на нашей земле, а поговорим о структуре под названием «Фонд Дома прав человека» (ФДПЧ), созданной в далёком 1989 году. Как явствует из названия, Фонд стоит на страже прав человека, своей целью декларирует объединить «Дома прав человека» разных государств в одну сеть. Руководство Фонда находится в Осло (Норвегия), его офис — в Женеве, он имеет два представительства — в Брюсселе и Тбилиси. В настоящее время объединяет пятнадцать «Домов» в двенадцати государствах. Из стран постсоветского пространства подразделения ФДПЧ работают по Азербайджану, Армении, Беларуси, Грузии, России и Украине. Бюджет ФДПЧ в 2016 г. составил чуть более 2,3 млн евро.


Детально о механизмах деятельности Фонда расписано в «Руководстве по созданию Дома по правам человека», которое можно скачать на русском языке на сайте организации (Manual on Establishing a Human Rights House). Кстати, я бы рекомендовал изучить руководство и нашим государственным органам — с целью почерпнуть что-нибудь для себя в вопросе организации работы с гражданским обществом. Мы же воспользуемся инфографикой, размещенной в отчёте ФДПЧ за 2016 год.

Указанные материалы отражают практику работы любой НКО, работающей в политическом поле. Она включает в себя два взаимозависимых элемента. Первый — это создание сети единомышленников (особенно хорошо, если среди них есть должностные лица), которые транслируют нужные идеи на данное общество и подрывают (либо, наоборот, укрепляют) легитимность действующей власти изнутри. Второй элемент — обеспечение «крыши» своим сторонникам. Это достигается за счёт информационного прикрытия и оказания правовой помощи попавшим в беду собратьям, которых раскатал репрессивный пресс государственной системы.


Источник: Годовой отчёт ФДПЧ 2016. С. 6.


Источник: Годовой отчёт ФДПЧ 2016. С. 9.

Параллельно «Фонд» выявляет нарушения и ограничения, с которыми сталкиваются журналисты в разных странах. В этом помогает разработанный лондонским отделением ФДПЧ «Индекс цензуры», в рамках которого осуществляется проект «Карта свободы СМИ» (Mapping Media Freedom). В 2017 г. было промониторено 42 государства: в появившемся в декабре отчёте за этот год фигурировало 1035 нарушений. В первую тройку попали Россия (197 нарушений), Турция (132 нарушения) и Беларусь (92 нарушения). Нарушения в Беларуси были увязаны с событиями «Дня воли» 25 марта 2017 г., когда белорусские органы правопорядка задержали порядка семисот человек, участвовавших в несанкционированной акции. В своё время об этих событиях мы подробно написали на информационно-аналитическом портале «Евразия. Эксперт».

С учётом того, что Беларусь попала в тройку «хулиганов», можно констатировать, что ребята из оппозиции отработали «на ура», а их слаженные действия с журналистами и адвокатами из «неместной» тусовки сформировали правильную для западных доноров картинку и в очередной раз выставили республику как центр подавления инакомыслия. В общем, схема знакомая.

Активисты организуют уличные акции, одна из целей которых — спровоцировать власть на жёсткие действия. Если это удаётся, то к делу подключаются правозащитники, которые «топят» за провокаторов, собирая фактуру для рейтинга «свободы».

Ниже вы можете посмотреть на работу местных активистов Дмитрия Дашкевича и Сергея Пальчевского, отвратительные и хулиганские действия которых снимал на камеру «Белсат». Возможно, польский телеканал собирал доказательства с целью уличить активистов перед органами белорусского правопорядка? Кто знает… Естественно, если бы белорусский пролетариат дал адекватный ответ борцам с режимом, то к союзу провокаторов и журналистов немедленно подключились бы правозащитники с заготовками о попрании прав человека в отдельно взятой стране и с зафиксированным на камеру «беспределом», который творят работяги в отношении невинно пострадавших за идеалы свободы и демократии.



Не забывает ФДПЧ раскручивать себя в интернете и распространять соответствующий контент по сети. Об этом свидетельствует ещё одна знатная инфографика.


Источник: Годовой отчёт ФДПЧ 2016. С. 15.

Интересно знать, фиксируют ли наши государственные медиа рост своей аудитории в социальных сетях и что они делают для её расширения? Судя по лайкам, которых удостаивает общественность государственные СМИ в «Фейсбуке», ситуация здесь не ахти. Впрочем, мы отклонились от заданной темы.

Существенное внимание ФДПЧ уделяет конкретным способам изыскать возможности вести работу в разных правовых полях и подстраиваться под правовое поле того или иного государства. В частности, в отчёте Фонда за 2016 г. отмечалось, что в результате российского законодательства об «иностранных агентах» оказались подорваны позиции партнёра ФДПЧ, Российского исследовательского центра по правам человека. В такой ситуации, констатируется в отчёте, «задача доноров состоит в том, чтобы адаптировать свои схемы предоставления грантов, а задача организаций — найти альтернативные способы финансирования работы, например, посредством краудфандинга, как это сделал Дом прав человека в Воронеже» (Годовой отчет ФДПЧ 2016. С. 22.).

Белорусский дом базируется в Вильнюсе, обозначая себя статусом «в изгнании» («из-за невозможности регистрации в Беларуси»); интернет-страничка написана на белорусском и английском языках. Полное его название — Белорусский дом прав человека имени Бориса Звозскова (БДПЧ). Видимо, Борис Звозсков — фигура известная, раз уж в его честь назвали целое подразделение Фонда. Поэтому скажем о нём несколько слов. Это белорусский правозащитник, известный тем, что стоял у истоков Объединённой демократической партии Беларуси (вошла в 1995 г. в Объединённую гражданскую партию), был одним из основателей правозащитных организаций «Правовая инициатива» (1996 г.), «Хельсинки XXI» (2000 г., кстати, здесь засветилась и небезызвестная нобелевская лауреатка Светлана Алексиевич) и БДПЧ (2006 г.). Последним он руководил с 2007 по 2010 год. После смерти Звозскова в 2012 г. Дом назвали его именем. В настоящее время президентом БДПЧ является некая Татьяна Ревяко.

Руководство Дома обозначает, что он учреждён для помощи белорусским правозащитникам в решении проблем со свободой собраний и самовыражения. Основные направления его работы:

  1. защита прав человека;
  2. защита правозащитников и поддержка жертв репрессий;
  3. образование в области прав человека;
  4. повышение потенциала и расширение возможностей правозащитников и их организаций.

В функционал организации входит предоставление места для проведения тренингов, встреч, культурных мероприятий правозащитникам, неправительственным организациям, журналистам, студентам, преподавателям и международным организациям.

Самые ретивые правозащитники и журналисты ежегодно удостаиваются премии, учреждённой в 2008 г. С 2016 г. премия выдаётся в номинации «Лучшая правозащитная кампания или инициатива года» (в 2016 году её получил интернет-журнал «Имена»). Если вы внимательно взглянете на лауреатов, то легко увидите «круг избранных», которых прикармливает БДПЧ и в компании которых находится такое уважаемое издание, как «Имена». Здесь фигурируют правозащитный центр «Весна», «Белсат», «Радио Свобода» и те СМИ, которые белорусский политолог Александр Шпаковский называет «откровенно радикальными изданиями антигосударственного толка»: «Европейское радио для Беларуси» и «Наша нива». Но не будем переходить на личности, так как о каждом из лауреатов вы наверняка найдёте массу интересного в интернете.


Источник

Радует то, что не зарегистрированная в Беларуси организация (БДПЧ) раздаёт свои премии в Минске — столице Синеокой. Информацией об этом мероприятии «наш домик» поделился с общественностью на своём сайте, написав следующее: «8 снежня ў мінскай кнігарні "ЛогвінаЎ" беларуская праваабарончая супольнасць урачыста ўзнагародзіла лаўрэатаў дзевятай Нацыянальняй прэміі беларускіх праваабаронцаў 2017 года ў трох намінацыях — "Праваабаронца года", "Журналіст года" і "Кампанія/ініцыятыва года"». Что и говорить. Режим. Ах да, забыл. В номинации «Журналист года» победа досталась Галине Абакунчик из «Радио Свобода». Напомню, что в марте 2017 г. она заявила следующее: «Те методы, которыми пользуются милиционеры, — это просто 1937 год». Впрочем, тучи 37-го не помешали Галине на церемонии награждения в Минске в декабре 2017 г. произнести пламенную речь и рассказать о тяжком труде профессионалки в «бесчеловечных условиях белорусских законов».


Источник

Интересно, что в представленной БДПЧ версии речи Галины Абакунчик фигурирует фраза «Усе мы працуем у бесчалавечных умовах беларускіх законаў», а вот «Белорусская ассоциация журналистов» (БАЖ), рассказывая об этом событии, использовала формулировку «Все мы работаем в непростых условиях» (сравните два скриншота ниже).


Из речи Галины Абакунчик 8 декабря 2017 г. в Минске: версия БДПЧ. Источник


Из речи Галины Абакунчик 8 декабря 2017 г. в Минске: версия БАЖ. Источник

Конечно, на эту мелочь можно и внимания не обратить. Однако ведь Ассоциация призывает придерживаться «Декларации принципов профессиональной этики журналиста», в которой чёрным по белому написано, что члены БАЖ обязаны «СТРЕМИТЬСЯ к максимальной достоверности информации» (я бы, конечно, выделил большими буквами сочетание «МАКСИМАЛЬНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ», но БАЖ виднее) и «НЕ угождать тем, кто у власти». Впрочем, пусть БАЖ и БДПЧ сами разбираются, кто из них допустил при цитировании неточность, или впредь договариваются между собой цитировать одинаково. А мы вернёмся к более важным вещам — Белорусскому дому прав человека.

О других мероприятиях БДПЧ можно составить представление из ежегодного отчёта ФДПЧ. В нём констатируется, что отделение в Вильнюсе провело 61 мероприятие, в которых участвовало почти 1,5 тысячи человек, предоставляет конференц-залы, служебные помещения, библиотеку, активно работает с коллегами из Азербайджана и России. Не забывает Дом и о летних школах и практике, в рамках которой можно побывать на специально смоделированном судебном процессе. Если не верите, что жизнь в Белорусском доме протекает активно, познавательно и интересно, то можете посмотреть скриншоты ниже.


Источник : Годовой отчёт ФДПЧ 2016. С. 21.


Источник : Годовой отчёт ФДПЧ 2016. С. 28.

Теперь самое время спросить, откуда деньги. И здесь мы увидим, что наш «домик» — вполне себе упакованная структура, и денег на «партсобрания» и раздачу премий уж точно должно хватать. По крайней мере, так позволяет заключить перечень, приведённый в разделе сайта «Спонсоры и пожертвования». А он впечатляет. Здесь вам и Европейская комиссия, и целая плеяда партнёров по созиданию демократии из США (о них надо будет как-нибудь написать отдельно) и министерств иностранных дел таких уважаемых и респектабельных европейских государств, как Великобритания, Литва, Норвегия, Польша и Чехия. Кстати, если вы считаете, что БДПЧ ещё в чём-то нуждается, вы можете перечислить пожертвование на счёт, который услужливо предоставили читателю кураторы этой чудесной организации. 


Источник

Напоследок скинем ещё один скриншот с сайта, на котором представлены партнёры БДПЧ. Снова мы увидим знакомые названия. Впрочем, о них в другой раз.


Источник

Итак, по Беларуси работает финансируемая Западом целая сеть НКО, которые связаны друг с другом как институционально, так и на уровне личных контактов. Противодействие возможным провокациям с их стороны требует выстраивания адекватной современным вызовам информационной политики и создания своих НКО, которые так же активно были бы вовлечены в общественно-политическую жизнь нашей страны.

P. S. Справедливости ради отметим, что «Фонд» озабочен не только постсоветским пространством. В поле его зрения попали и страны, не вызывавшие ранее нареканий: Польша, Венгрия и Хорватия. Чтобы не утомлять читателя, завершим цитатами из отчёта ФДПЧ за 2016 г.:

Цитата № 1. «В Европе в течение последних лет также наблюдалось появление самопровозглашённых «нелиберальных демократий», которые на самом деле превращаются в антидемократические государства, представляющие угрозу для прав человека и принципа верховенства права. Эти голоса выступают против приоритета всеобщего права прав человека над внутренним законодательством, притом что они распространяются всё шире — от Венгрии до Польши, а также на Западных Балканах».

Цитата № 2. «В Польше правозащитниками снова были отмечены выпады против свободы СМИ и принципа верховенства права».

Цитата № 3. «Следуя примеру Венгрии и Польши, правительство Хорватии провело кампанию по подрыву независимых организаций гражданского общества, атаковало независимые СМИ и право на свободу СМИ и создало препятствия, чтобы замедлить процесс реформирования образования. В ответ гражданское общество призвало к солидарности и мобилизовало широкие слои населения, что в конечном итоге привело к выборам и избранию нового правительства».

Не предостерегает ли ФДПЧ зарвавшихся птенцов, намекая, что Польша и Венгрия будут наказаны своим обществом, как это произошло с Хорватией? А ребята из Фонда наверняка обществу помогут, благо нужные «дома» в Польше и Хорватии уже построены. Построят «домик» и в Венгрии. Наверняка над этим работает «Венгерский союз гражданских свобод», уже подключившийся к проекту «Как противостоять болезням демократии в Европе». Но об этом чуть позже.