В середине XIV века развитие Московского и Литовского великих княжеств стремительно ускоряется.

Любопытно, что силы для борьбы за централизацию русских земель соперниками были накоплены буквально в течение нескольких десятков лет. В начале столетия литовские и московские князья были отделены друг от друга огромной территорией, занимаемой независимыми княжествами. Литва оставалась языческой и полудикой страной, все свои силы отдававшей борьбе с крестоносцами, а Москва противостояла сильному Тверскому княжеству, успешно утверждавшемуся на владимирском столе.

Правление Гедимина и Ивана Калиты — это уникальное время, которое предупредило историю Руси на столетия вперёд. После них все великие князья следовали программе централизации русских земель. В одно время, но в разных местах сложился одинаковый план объединения Руси, он различался лишь в деталях, что особенно удивительно, учитывая разный менталитет балтов и славян.

Ольгерд Гедиминович и Дмитрий Иванович начинали своё правление с борьбы за власть. Ольгерду в этом плане повезло больше. Ему не пришлось тратить силы на противостояние с сильным противником, он стал князем благодаря заговору. В то же время Ольгерд не был единоличным правителем ВКЛ, он разделил власть со своим братом Кейстутом. Последнему достались коренные балтские земли и часть западнорусских. Впрочем, у подобной ситуации были свои преимущества: Кейстут навсегда избавил Ольгерда от необходимости воевать с крестоносцами, что позволило ему сосредоточить все свои усилия на завоевании русских земель.

Дмитрий Иванович, позже прозванный Донским, с огромным трудом смог победить нижегородских князей, претендовавших на владимирский стол. В его правление Москва становится единственным центром объединения Северо-Восточной Руси. Владимирское княжество, ранее номинально являвшееся дарением золотоордынских ханов, целиком и полностью входит в состав Московского. Москва ещё не имеет общих границ с Литвой, но уже осознает опасность, исходящую от неё. Это приводит к многочисленным войнам, описанным мною в истории Тверского княжества.

При Ольгерде и Дмитрии происходит первое столкновение Литвы и Москвы; ранее княжества присматривались друг к другу, но не воевали. Впрочем, до баталий, решавших судьбу Руси, ещё очень далеко. Можно сказать, что московско-литовские войны данного периода — это проба сил, оценка возможностей противника, приобретение союзников.

Любопытно также, что прямых претензий друг к другу Москва и Литва не имели. По сути, делить им было нечего. Во всех случаях инициатором войн был Ольгерд, Дмитрий Московский, всецело занятый противостоянием с Ордой, предпочёл бы воздержаться от открытого конфликта с литовцами.

Стоит обратить внимание на важный факт: длительное время, вплоть до правления Ивана III, Московское княжество только оборонялось от Литвы, но не проявляло в отношении неё агрессию. Это очень важно для понимания того, каким абсурдом является утверждение белорусских националистов о якобы извечном завоевательном характере Московского княжества, теснившего миролюбивую и беззащитную Литву.

Сын великого отца

Великие литовские князья были удивительно плодовиты. У Ольгерда Гедиминовича было множество братьев и сестёр, после себя он также оставил огромное количество потомков.

После смерти князя Гедимина многочисленное потомство могло стать серьёзной проблемой для едва сложившегося княжества. Оно могло прекратить своё существование, распавшись на ряд уделов. Неудивительно, что между братьями отношения складывались не лучшим образом, особенно учитывая тот факт, что, руководствуясь одному ему понятными соображениями, Гедимин оставил княжеский стол младшему сыну Явнуту, не обладавшему способностями своих старших братьев.

Разумеется, старшие братья не рассматривали завещание отца всерьёз. В 1345 году они составили против Явнута заговор, захватили Вильно и отправили брата княжить в город Заславль.

До смерти Гедимина Ольгерд уже был хорошо известен в княжестве своей борьбой с крестоносцами.

В 1318 году князь женился на дочери последнего удельного витебского князя Ярослава Васильевича Марии, что позволило ему закрепить за ВКЛ «вымороченное» княжество. От витебской жены у князя родились сыновья Андрей и Дмитрий, позже ставшие активными участниками борьбы за единство Руси.

Ещё при жизни отца Ольгерд присматривался к соседним русским княжествам в поисках союзников. Так, он оказывает поддержку Смоленскому княжеству в попытке вернуть захваченный при Юрии Даниловиче Московском Можайск. Попытка не увенчалась успехом, однако литовский князь вернулся из похода с большой добычей. В 1341 году Ольгерд выступает на стороне Пскова в войне с крестоносцами, вторгается на их территорию и заставляет их временно отказаться от походов на русские земли. Благодарные псковичи принимают к себе князем его сына Андрея.

Замечу, что сфера интересов Ольгерда уже в тот момент целиком и полностью лежит на русской территории. Позже он со спокойной душой отдаст своему брату Кейстуту Литву, которую тот будет защищать до конца своей жизни.

«Ольгерд и Кейстутий были в великой любви, милосце и ласке»

Редко бывает, чтобы интересы родных братьев совпадали настолько идеально.

Кейстут, захвативший вместе с Ольгердом Вильно в 1345 году, был «последним из могикан» языческой литовской знати. Интересы русских земель его не интересовали, всю свою жизнь он провёл в балтских землях, защищая их от крестоносцев.

Решение братьев разделить между собой Литву удивительно благоразумно. Единожды договорившись, они до самой смерти Ольгерда единодушно поддерживали друг друга. Если Кейстута начинали одолевать крестоносцы, то Ольгерд оставлял дела и устремлялся на помощь брату. Аналогично действовал и Кейстут.

Любопытно, что языческий литовский князь был сторонником добрососедских отношений с Москвой. В период правления Ягайло он даже попытался заключить соглашение с Московским княжеством о совместной борьбе против татар.

Разделив княжество, братья приступили к его защите и расширению.

Наиболее крупным приобретением Ольгерда становятся земли, лежащие на территории современной Украины. В 1362 году он разбивает татарских князей в битве на Синих Водах и закрепляет за собой огромные территории. Чуть позже Ольгерд вступает в конфликт с Польшей за Волынь. В ходе войны противники заключают между собой договор, согласно которому Берестейская, Владимирская и Луцкая земли признаются территорией ВКЛ, а Холмская и Белзская земли отходят к Польше.

В 1359 году, как уже описано мною в статье по истории Северской земли, Ольгерд захватывает Брянское княжество, а также Карачев.

Отношения с Новгородом и Смоленском у литовского князя складываются сложно. Иногда он союзничает с ними, а иногда и воюет. При Ольгерде за Литвой закрепляется Мстиславское княжество, захваченное у Смоленска.

Самые тёплые связи возникли между Ольгердом и Тверским княжеством. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что у союзников был общий враг. Кроме того, вторым браком Ольгерд был женат на тверской княжне Юлиании.

Любопытно, что, управляя русскими землями, Ольгерд до конца жизни оставался язычником. «Ливонская хроника» Германа Вартбергского утверждает, что великий литовский князь был похоронен по языческому обряду. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь бороться за независимую от Москвы православную митрополию, чтобы духовно отделить своих подданных от московского влияния.

Дмитрий Иванович Московский

Дмитрий Иванович Московский, позже прозванный Донским, является самым известным московским князем в русской истории. Ему посвящено огромное количество документальных исследований, а также духовной и художественной литературы.


Дмитрий пришёл к власти намного позже Ольгерда, в 1359 году. Юному московскому князю было всего 9 лет, все важные дела решали бояре и митрополит Алексий.

Практически сразу мальчику пришлось принять участие в большой войне за власть с нижегородско-суздальскими князьями, претендовавшими на главный владимирский стол. Впрочем, победа над ними была одержана достаточно быстро. Русские земли уже многие годы привыкли подчиняться Москве, нижегородские претенденты не рассматривались всерьёз.

Впрочем, как я уже писал выше, нижегородцы были не единственными врагами Москвы. Ещё более могущественным противником оказалось Тверское княжество, также спешившее воспользоваться юностью князя. При этом оно опиралось на помощь литовских князей, что значительно повышало шансы на победу. Эпизоды этой войны подробно описаны мною в статье, рассказывающей об отношениях Литвы и Твери.

До большой войны с Ордой, к которой Дмитрий Иванович шёл всю жизнь, ему предстояло покончить с теми, кто препятствовал сплочению сил. Ведь, помимо претендентов на верховную власть, были и иные, менее важные, но упорные противники. Поэтому в 1371 году московский князь вступает в большую войну с Рязанским княжеством и разбивает князя Олега Ивановича при Скорнищеве.

К сожалению, скупость летописных известий не позволяет нам изучить вопрос отношений московских и рязанских князей более детально. Быть может, таким образом мы могли бы приблизиться к разгадке поведения рязанского князя во время Куликовской битвы.

Разгромив нижегородских, тверских и рязанских князей, Дмитрий Иванович становится хозяином Северо-Восточной Руси. Только в таких условиях он мог позволить себе большую войну с татарами.

Золотая Орда все эти годы считала Русь своим улусом. За ярлыком на свои княжества русские князья были вынуждены ездить в Орду. Поездки эти были чрезвычайно опасными, любое недовольство хана могло стоить непокорному князю жизни. Собственно, отправляясь в Орду, было принято прощаться на всякий случай со своими близкими и предполагать свою насильственную смерть.

При Дмитрии Ивановиче Орда уже существенно утратила прежний блеск. Многочисленные конфликты и перемены правителей, сепаратизм окраин вынуждали ханов вести себя значительно менее надменно. Именно по этой причине татары до поры закрывали глаза на все попытки Москвы утвердиться на Руси.

Впрочем, в 1370-е годы стало понятно, что улус уходит из ордынских рук. Это заставило татар приступить к большим походам на русские земли. Мелкие набеги, бывшие бичом русских окраин, вообще никогда не прекращались.

Любопытно, что в 1374 году Дмитрий Иванович созывает большой съезд русских князей в Переяславле–Залесском. Темой обсуждения становится предстоящая борьба с Ордой.

В 1378 году московское и рязанское войска наносят большое поражение татарскому войску на реке Воже. Эта битва становится первым крупным поражением татар на русской земле.

Куликовская битва, ставшая кульминацией московско-ордынского конфликта, будет темой отдельной статьи, так как её ход и значение достойны большего, чем просто упоминания.

Сравнение правителей: Дмитрий и Ольгерд

Дмитрий Иванович пережил Ольгерда, так как был намного младше литовского князя.

Великий князь московский стал знаменем православной борьбы против татарского ига на русской земле. Вся его деятельность была подчинена этой цели, а также объединению русских земель.

Ольгерд также много воевал с татарами, однако его действия не являлись борьбой с игом, он просто расширял пределы княжества. Впрочем, даже такие цели позволили на время освободить будущих украинцев от татарской угрозы.

Дмитрий Иванович присоединил к Москве главное в Северо-Восточной Руси Владимирское княжество. Ольгерд захватил Брянское и Карачевское княжества, Мстиславль и поставил в вассальную зависимость смоленских князей.

Три войны между Литвой и Москвой показали, что противники располагают ресурсами для противостояния. При этом Дмитрий не преследовал цель покорить Литву, он всецело был ориентирован на освобождение от Орды. Ольгерд, в свою очередь, стремился через поддержку Тверского княжества ослабить Москву, лишить её статуса стольного города Северо-Восточной Руси и вернуть в положение второстепенного княжества.

Завоевывая города и княжества, Ольгерд оставлял там прежних князей. В то же время Москва использовала иную тактику. Она стремилась присоединять новые земли без прежних правителей, утверждая там своих наместников.

Дмитрий Иванович был православным князем, а Ольгерд оставался язычником. Сложно сказать, как относились к нему русские подданные. Полагаю, что определённые разногласия по этому поводу присутствовали.

Великие князья не располагали силами, достаточными для уничтожения друг друга, поэтому их противостояние фактически закончилось вничью.

На конец XIV века Московское и Литовское княжества — сильные восточноевропейские государства с могущественной княжеской властью. Ольгерд, в отличие от правителей Литвы в XV веке, был сильным и самодостаточным монархом.

История удивительным образом примирила литовских и московских князей в памятнике тысячелетию России. Удивительно, но факт: Кейстут и Ольгерд нашли своё место рядом с Дмитрием Донским. Впрочем, смертельными врагами они друг другу не были. Более того, уже при Витовте династии Рюриковичей и Гедиминовичей слились в сыне Василия Дмитриевича — Василии Тёмном.