Исторически европейский концерт никогда не играл слаженно и синхронно. Во
времена, скажем, Александра I, когда звезда России над Европой сияла ярко,
концертом, наряду с Российской империей, заправляли Англия, Австрия,
отчасти Пруссия, а остальные, сколь бы важными себе ни казались, были на
подпевке и подтанцовке. А темами симфонии были тогда то судьба Франции, то
судьба Греции, то судьба Польши… Современное удаление России с европейской
сцены — это тоже эпическое произведение, очень разноплановое, но отлично
срежиссированное. Однако история убедительно доказывает, что роли
участников концерта меняются весьма динамично и порой при жизни одного
поколения здесь начинает звучать совсем другая музыка.
Всемирная изоляция России и Путина не состоялась, и то давление, которое
было оказано на них самыми разными субъектами, себя не оправдало. Наступает
время альтернативных сценариев, и не потому, что оркестранты воспылали
вдруг к России большой любовью. Всё просто: не удалось согнуть Россию —
теперь надо жить с Россией несогнувшейся. И прежние ситуативные союзы
теряют смысл — надо строить новые.
Это опять-таки не значит, что для России наступают лёгкие времена. Наоборот, теперь вместо одной понятной развилки, куда идти, если в Европе никто не ждёт, появятся сто новых. И на любой следует ожидать подножек. Обретает значимость вопрос, на кого из союзников Россия может надёжно рассчитывать на этом пути.
Белоруссия не раз в трудных ситуациях устами своего лидера выражала солидарность с Россией. Однако притчей во языцех остаётся стремление Александра Лукашенко найти баланс между интересами восточного соседа и коллективным Западом. Президент РБ преодолел, реализуя политику компромисса, столько кризисов, казавшихся неразрешимыми, что, кажется, ему действительно всё равно, объявлены санкции или сняты.
Но, как мне кажется, эпоха сиюминутных внешнеполитических выгод завершается и предстоит большой разговор о том, каким будет мир после нынешних лидеров. Они, каждый из которых харизматичен и силён, ввергли планету в состояние постоянной войны, причём схватка идёт отнюдь не за идеологические ценности, а за ресурсы, ещё не «попиленные» в ходе предыдущих столкновений. От такого дележа, как показывает практика, не спасает даже факт наличия на той или иной территории твёрдой, легитимной государственности и высокого уровня жизни людей. И конечно, украинский прецедент — это прямое предостережение для Белоруссии: мир и покой зыбки, даже если ты веришь, что ухватил Бога за бороду.
Эпоха успешного лавирования между противостоящими силами завершается. Европейский концерт продолжается, но оркестранты перегруппировываются. В этой нестабильной ситуации ненадёжный, лукавый союзник хуже явного врага. Скоро придёт время этой логики. Проверка ЕАЭС и Таможенного союза боем.