Депутат Европарламента Пятрас Ауштрявичюс обратился к Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепу Боррелю (своеобразный «глава МИД ЕС») с призывом организации трёхсторонних консультаций с РФ и РБ в связи с интеграционным процессом в рамках Союзного государства. Эта новость в конце прошлой недели прошла не слишком замеченной, а напрасно. Хотя бы потому, что в обращении депутат Европарламента сослался на программу «Восточное партнёрство», одним из участников которой является Беларусь: «Беларусь, одна из участниц инициативы ЕС "Восточное партнёрство", похоже, собирается углублять интеграцию с Российской Федерацией, и, учитывая тот факт, что мы, Евросоюз, ничего не знаем о проходящих переговорах, я обращаюсь к вам с предложением и просьбой получить полный объём информации по вопросу». При этом политик сослался на то обстоятельство, что ранее такой формат уже использовался при обсуждении соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. 


По сути, на такое обращение должны были бы в первую очередь реагировать в Минске. Оно показывает, что как минимум один депутат Европарламента совершенно не разбирается в специфике отношений Беларуси с Россией и её экономических интересах. В принципе, в этом нет ничего плохого, по крайней мере если не начинать составлять такие документы. У Украины даже во времена относительно ровных отношений с Россией торговый оборот с ней был сравним с белорусским (притом что украинская экономика, а следовательно и обороты, должны превышать белорусские как минимум в 3 раза  исходя из разницы в количестве населения).

Во-вторых, депутат ЕП тем самым опустил статус Беларуси до объекта международных отношений. Мол, давайте вместе с РФ порешаем, чья это зона влияния. 

И наконец, подобные воззвания  как раз лучшее свидетельство лицемерности всех ахов и охов относительно озабоченности белорусским суверенитетом как от европейских держав, так и от откармливаемых ими в Беларуси СМИ и НГО. Представитель ЕП не считает Беларусь достаточно самостоятельной для того, чтобы решать вопросы такого уровня. Добавить тут нечего. 

Между тем белорусские сторонники интеграции запоздало поняли, что проигрывают новостную повестку, поэтому подали заявление о намерении провести в Минске собственный митинг. Правда, задача была сформулирована как-то странно: «Мы не могли не отреагировать на это. Коль был один митинг "Мы в Европу", то второй [должен быть] "Мы в Россию"» (со слов экс-депутата белорусского парламента Валерия Драко). Как раз подобными конструкциями и оперируют противники интеграции, уже несколько месяцев рассказывая сказки про отмену белорусских паспортов и выдачу российских. И конечно же, в трактовке ресурсов вроде naviny.by сторонники интеграции превратились в пророссийских активистов. Информационная гибридная война в белорусских СМИ разгорелась не на шутку. 


К слову, раз уж белорусские сторонники интеграции решили обратиться за поддержкой напрямую к согражданам, то тут важно количество. 10 небольших акций (и их обязательное освещение) лучше одной, но крупной. 

Между тем в интеграционном диалоге в очередной раз всплыла тема продукции из санкционных стран. Так, в Россельхознадзоре дали понять, что нормально относятся к белорусским морепродуктам из привозного сырья, однако сильно против, если это сырьё из стран, в отношении которых действуют санкции, в частности из Норвегии (тема уже разбиралась этой осенью). В РСН также дали понять, что хорошо осведомлены о том, какая доля аквакультурной норвежской форели, ввозимой в Беларусь, идёт на собственное потребление и сколько затем поставляется в РФ как переработанная в Беларуси продукция. 

До окончания переговоров РСН вряд ли будет прибегать к жёстким мерам, однако после их завершения такое развитие событий весьма вероятно. 

Тем более что в этом сегменте производства продуктов питания прослеживаются те же тенденции, что и в более традиционных для РФ: выход на полное либо же максимально возможное и целесообразное самообеспечение. В частности, в Краснодарском крае обещают в течение ближайших лет полностью закрыть внутреннюю потребность региона в марикультурах (креветки, устрицы, мидии и т. п.). Логично предположить, что затем те же хозяйства начнут задумываться и об экспансии в другие регионы, в т. ч. туда, куда сегодня те же креветки поставляют белорусские производители. И активна не только имеющая выход к морю Кубань, но и совершенно не морской Саратов. 


Выбор всё тот же. Собственное производство  это сильная переговорная позиция для сохранения российского рынка. Переработка привозного сырья  менее сильная. Переработка (или реэкспорт) санкционного сырья будет максимально ограничиваться, и интеграционному процессу это не противоречит.