Когда говорят о проблемах нашего общего рынка труда, часто вспоминают белорусских строителей. Для постсоветского пространства это давняя традиция: белорусы едут строить. И не только в Москву. И всё бы ничего, но, как говорится, есть нюансы. По разным причинам строители вынуждены работать нелегально. Часто к этому их принуждают работодатели, которые не оставляют других вариантов. А заработать-то хочется человеку «на шабашке», чтобы потом что-то в семью привезти. Стиральную машинку, телевизор…

Конечно, белорусским властям не всегда выгодны такие вояжи. Есть риск оттока населения. Строитель же может остаться жить в России. А если не останется, то частые отлучки из семьи могут привести к разводу. Это опять же точка роста для многих социальных проблем. С другой стороны, отхожий промысел всегда был, есть и будет.

Например, в России он долгие годы был характерен для некоторых регионов Северного Кавказа. Да, из-за этого те места кто-то покинул в итоге. Остался жить по месту работы. Но целые семьи продолжают ездить на «вахты», непременно возвращаясь домой каждый раз.

Кстати, учитывая, что всегда будет спрос на определённых специалистов в том же Заполярье, нетрудно догадаться, что всегда будут и вахтовики. Поэтому Беларуси и России нужно как-то окультурить эти процессы. Естественно, к такому банальному выводу власти пришли уже давно, потому что на официальном уровне достигаются договорённости о совместных строительных проектах. К примеру, в Санкт-Петербурге решено построить целый «белорусский» квартал.

Однако нелегальный наём на стройки продолжается. Проблема решена не до конца. Видимо, нужно больше полностью «белых» проектов, чтобы они, как пылесосы, затягивали постоянно мигрирующих строителей.

Есть и другая проблема. Каждая страна хочет защитить свой рынок труда, дать преференции своим гражданам. И тут возникает конфликт интересов, разбалансирование союзной системы. Вроде бы говорится, что белорусы имеют равное право на работу в России, что и россияне, и наоборот. Но на практике не всегда мы это видим. Вспомним недавний казус с водителями. Напомню вкратце, что власти запретили работать водителям с иностранными правами на российские фирмы. Тем самым создали барьер для белорусов. Потом, конечно, разобрались, приняли решение и т. д. Но изначально почему не сработал союзный механизм?

Другой важный момент. Бурно развиваются сферы, в которых люди работают удалённо. Так вот часто возникают проблемы при работе в таких проектах. Не всегда понятно, как сделать так, чтобы не было претензий ни от белорусской налоговой службы, ни от российской. С одной стороны, такие ситуации позволяют развивать сферу налогового консалтинга. С другой, не всегда консультант поможет найти «белую» схему. Нередко люди вынуждены работать «по-серому». Задача государства, на мой субъективный взгляд, не стараться покарать таких людей во что бы то ни было, а создать такую систему, когда можно без сложных манипуляций оформить свои трудовые отношения на 100% легально. А главное, это должно быть выгодно и самим работникам, и работодателям, и бюджету. Здесь явно предстоит немало работы.