— Чем Беларусь и Россия могут быть полезны друг другу на фоне обострившейся финансово-экономической ситуации в мире?

— Мировая экономика, судя по всему, вступает в очередную полосу глобальной нестабильности. Сырьевые рынки сейчас лихорадит, биржевые индексы скачут, компании по всему миру терпят колоссальные убытки. Но на самом деле, как мне кажется, такие вызовы, как коронавирус, мы уже проходили. Ещё в 2009 году мы боролись со свиным гриппом, вызванным вирусом гриппа штамма H1N1, после чего грянул кризис. Всё повторяется, и мир вступает в полосу глобальной нестабильности. Наверное, это стоило ждать.

В этот период Беларусь и Россия действительно могут быть особенно полезны друг другу. Мы братские народы, поэтому должны стать спиной к спине, сжать кулаки и прикрывать друг друга с тыла. В фундаменте любых потребностей лежит прежде всего физическая безопасность, поэтому надо обратить внимание на укрепление обороноспособности наших вооружённых сил. Поверьте, они нам ещё, к сожалению, пригодятся.

— Чем наши страны могут помочь друг другу в сфере обороны и есть ли у нас потенциал в экономике?

— Чем мы полезны в этой сфере друг другу: Россия прикрывает Беларусь своим ядерным щитом, а Беларусь не даёт НАТО подступиться к границам Союзного государства и оказаться под Смоленском. Иными словами, Беларусь чувствует себя надёжно благодаря российским Вооружённым силам, а Россия имеет мощнейшего союзника со стороны западных границ. Мы очень хорошо здесь дополняем друг друга.

Что касается экономики, то самая главная отрасль здесь не банки, не малый бизнес и не сфера услуг, а промышленность, потому что всё, что нас окружает, — это продукция промышленных предприятий. В этой области мы тоже можем быть взаимно полезны, если будем проводить взаимодополняющую промышленную политику. Не воевать — МАЗ против КамАЗа, а согласованно действовать на внутренних рынках, сообща выходить на внешние.

— Вы имеете в виду, что МАЗ и КамАЗ должны создавать какую-то единую модель, как когда-то говорили о «союзном» тракторе? Или МАЗ себе, а КамАЗ себе, но просто согласованно всё это делать?

— Нашим предприятиям надо найти точки соприкосновения и создать один общий белорусско-российский холдинг. Надо уже не конкурировать, а каким-то образом интегрироваться, создавать совместную транснациональную корпорацию.

Китайцы же чётко ставят себе задачи: среди пятисот крупнейших транснациональных корпораций сто должны быть китайскими. Они ставят себе амбициозные цели и добиваются их. Нам тоже в сфере промышленности надо чётко дополнять друг друга, создавать белорусско-российские суперхолдинги, бороться на внутренних рынках, всех выкидывая отсюда, и агрессивно биться на внешних рынках.

— Есть ещё сферы, где нашим странам стоило бы углубить взаимодействие?

— Макротехнологии, космические технологии, электроника — надо возрождать эти направления и уходить от зависимости от западных компаний. Извините, но программисты у нас хорошие, а процессоры, с которыми они работают, сплошь и рядом зарубежные. То есть необходимо возродить производство собственной элементной базы в сфере микроэлектроники.

Нашим странам также нужна общая белорусско-российская платёжная система, чтобы уйти от диктата чужих валют (прежде всего доллара и евро), электронных банковских систем, мозг которых находится за пределами наших двух государства. Нам нужна своя единая платёжная система.

— В нынешних условиях определённой напряжённости в белорусско-российских отношениях кажется, что это невыполнимо, не думаете так?

— Перед Беларусью и Россией сейчас стоит очень много задач. И очень обидно, что в наших странах этого, к сожалению, не понимают. Проблемы в мировой экономике так просто сами не разрешатся, будут гигантские потери и банкротства. Это как в природе: слабый погибнет. Идёт естественный отбор в экономике, поэтому нам надо быть сильными. Все эти кризисы на самом деле очень полезная вещь, потому что те, кто неправильно выстраивает приоритеты, принимает неправильные управленческие решения, погибают и уходят в небытие. И наша задача сейчас — правильно расставить приоритеты. А приоритет один: спина к спине сообща работать над общими проблемами. Только так мы можем выстоять.

Может быть, это всё звучит пафосно, но ситуация действительно сложная. К сожалению, многие этого не понимают и что по ту сторону границы, что по эту считают какие-то пятаки и медяки в карманах. А глобальная проблема — выжить — за этими медяками уходит на задний план.